ENG
Филиалы:
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет
Корпус Бенуа

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет

21 апреля—12 сентября 2022

Выставка посвящена 100-летию организации в Русском музее первой реставрационной мастерской. На выставке будут представлены 330 ...

Александр Рубцов
Михайловский замок

Александр Рубцов

28 апреля—19 сентября 2022

Уникальный русский художник, оказавшийся волею судеб «певцом и летописцем» Туниса. На выставке будет представлено более 60 живописных произведений разных лет из частной коллекц...

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения

3 июня—2 августа 2022

Выставка, посвященная 165-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856–1910), объединила более 220 произведений из собраний...

И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре
Михайловский замок

И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре

9 июня—8 августа 2022

Выставка, приуроченная ко дню празднования 350-летия со дня рождения Петра Великого – дань памяти императору. В экспоз...

Русское лоскутное шитье
Строгановский дворец

Русское лоскутное шитье

16 июня—13 сентября 2022

Основная цель выставки - представить местные особенности лоскут-ного шитья многочисленных центров народного искус¬ства России и показать своеобразный творческий почерк отд...

Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский. Композиции для Городского Училищного дома имени Петра Великого. 1910-1911
Михайловский дворец
Современное российское искусство – языком анимации
Мраморный дворец

Современное российское искусство – языком анимации

1 июля—29 августа 2022

Выставка посвящена языку анимации, который теперь часто замещает язык традиционного фигуративного искусства. Произведения российских художников ...

Часы работы музея
mih-dvorets_01_yuzhny-fasad.jpg

Понедельник 10:00—18:00
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 13:00—21:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00
Воскресенье 10:00—18:00

Кассы закрываются на полчаса раньше

31 декабря и 1 января музей закрыт.

Как добраться

191186, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект»

Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Перейти на сайт отдела


ГЛАВНАЯ КАРТИНКА--НАВЕРХУ.jpgСо времени открытия "Русского Музея Императора Александра III" в 1898 году, его художественные коллекции требовали постоянного наблюдения за состоянием сохранности. Имеются многочисленные свидетельства проведения реставрационных работ над экспонатами музея в те годы. Тем не менее прямых документов, доказывающих, что в музее уже существовала реставрационная структура пока не обнаружено. 

В 1906 году художник-реставратор А.Я. Боравский составил свой знаменитый проект создания реставрационной мастерской при Русском музее. Однако из-за недостатка финансовых средств ему не суждено было сбыться.

После Октябрьской революции 1917 года тысячи национализированных памятников из частных коллекций, "предметов культа", принадлежавшим соборам и монастырям по всей России начали стекаться в стены государственных музеев. Увеличение коллекций, создание новых отделов, в которых хранились самые разные по возрасту и материалам экспонаты, острая необходимость их сохранения, стали причиной организации при крупнейших музеях страны реставрационных отделов.

25 апреля 1922 года такая реставрационная мастерская была организована и при Русском музее. Она состояла из двух секций: главной, сотрудники которой работали непосредственно над произведениями из музейного собрания и, областной, которая обслуживала художественные собрания Петрограда и северных областей России. Для наблюдения за процессом реставрации была создана "особая комиссия", в состав которой вошли ведущие специалисты музея - директор музея Н.П. Сычёв, К.К. Романов, П.И. Нерадовский, Н.А. Околович и А.И. Кудрявцев.

Для реставрации самых разнообразных по виду и состоянию сохранности экспонатов им пришлось творчески переосмысливать традиционные методы российской школы реставрации. Создавать новые методики для консервации различных материалов. В эти годы была заложена основа, на которой все последующие поколения мастеров строили свою работу, передавая свои знания и умения друг другу.

В годы Отечественной войны 1941-1945 гг. реставраторы вместе со всеми сотрудниками музея принимали активное участие в эвакуации экспонатов в Пермь, где хранилась основная часть коллекции. Некоторым пришлось остаться в блокадном Ленинграде, где они наблюдали за сохранностью здания и оставшихся произведений искусства.

После войны начался новый период, связанный с работами по консервации и приведению коллекции в экспозиционное состояние. Определяющим в деятельности реставраторов становится консервация произведений искусства, исключающая их дальнейшее разрушение. Активное участие принимали сотрудники отдела и в воссоздании новой экспозиции. В послевоенный период определились основные направления деятельности отдела по консервации и реставрации экспонатов. В ряде случаев требовался пересмотр устаревших методик, в частности, в реставрации древнерусской живописи.

Широкая экспедиционная деятельность музея 1950-х годов привела к интенсивному росту коллекций. Научное изучение новых поступлений, накопление информации и анализ, необходимость расширения знаний о технике исполнения и материалам, привело к дифференцированному подходу в исследовании и консервации экспонатов. Как итог этого процесса – стремление к более узкой специализации реставраторов. В начале 1950-х годов в Отделе реставрации организовываются новые подразделения. В 1953 году - "Сектор реставрации графики". В 1954 году - "Сектор реставрации древнерусской живописи". В начале 1960-х годов - реставрационные мастерские по деревянной скульптуре, декоративной резьбе и мебели (1961 г.) и тканям (1961 г.). В 1969 году создается самостоятельная мастерская по реставрации гипсовой и каменной скульптуры.

Стремление к комплексному изучению памятников, выявлению его характерных особенностей с одной стороны и появление новых технологий и методов научного исследования, основанных на последних достижениях науки с другой, привело к созданию в 1970 году физической и химической лабораторий. Эти подразделения стали аналитической и научно-экспериментальной базой для решения проблем сохранности и консервации экспонатов.

В 1970 году был организован "Сектор реставрации произведений декоративно-прикладного искусства". В 1981 году - "Сектор реставрации картинных рам". В самостоятельное подразделение выделилась мастерская реставрации экспонатов, выполненных в смешанных живописных техниках (1990 г.).

В связи с увеличением за последнее время коллекции современного, во многом экспериментального изобразительного искусства, в 2005 году, была создана новая мастерская по реставрации современных арт-объектов. Она расположена в Мраморном дворце Русского музея и обслуживает уникальное собрание предметов современного искусства. Это объекты, созданные из нетрадиционных, часто синтетических материалов, таких как пластик, пенопласт, поролон или их комбинации.

Особенностью современного состояния реставрации экспонатов в Русском музее является научный поход к каждому этапу работы. Это касается как всестороннего технико-технологического исследования памятника до начала реставрационных работ, так и выработки на его основе оптимальных и безопасных методов вмешательства, обсуждения программы работ на реставрационных советах, объективное и точное документирование и контроль качества на всех этапах реставрации.

Отдел реставрации Русского музея сегодня - это современный научно-реставрационных центр, состоящий из 16 подразделений, где работают 96 специалистов самого высокого профессионального уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Консультационно-методический центр художественных музеев Российской Федерации
Консультационно-методический центр художественных музеев Российской Федерации

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее