ENG
Филиалы:

Борис Николаевич Ермолаев (1903 - 1982). Живопись, рисунки и акварели, цветные литографии из собрания Государственного Русского музея

26 февраля 2004—14 июня 2004

В состав персональной выставки петербургского живописца и графика Бориса Ермолаева вошли произведения из коллекции Русского музея, представляющие одно из крупнейших авторских собраний, переданное в музей после смерти художника. Современник мастеров русского авангарда, Борис Ермолаев в своих работах сумел выразить собственное мироощущение, основанное на мысли о высоком предназначении человека, о вечной красоте живого мира.

Борис Ермолаев родился в Петербурге в 1903 году, с детства увлекался рисованием и в 1921 году поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум, где учился у В.Федоровича и М.Авилова. Пытаясь сохранить независимость и творческую свободу среди многообразия существовавших в то время направлений современного искусства, Борис Ермолаев создавал фундамент своего творчества, не становясь последователем какой-либо одной теории. После окончания техникума в 1925 году молодой художник был призван на службу в армию, где старался не оставлять рисование. С тех пор занятие графикой превратилось в привычную составляющую его творчества. Первый профессиональный опыт Бориса Ермолаева был связан с работой в ленинградских газетах и журналах («Ленинские искры», «Красная панорама», «Резец»). Жанровые наброски конца 1920-х годов, сохранившие характерные черты и бытовые подробности из жизни города, представляют первый богатый пласт творчества Бориса Ермолаева, однако больше к подобному рисованию он не обращался.

Первые опыты художника в живописи отмечены редким чувством монументальности формы, однако малый формат работ сближает их с привычным размером семейных фотографий. Ранние фигурные композиции Бориса Ермолаева - это своего рода портреты, близкие по стилистике провинциальному портрету, с присущей ему непосредственностью и неприкрытым моментом позирования. Художник и ранее тяготел к разнообразным формам наивного искусства, подразумевающего устойчивый и ясный взгляд на предмет. Знакомство с творчеством Нико Пиросманишвили, выставка работ которого состоялась в Русском музее в 1930 году, помогло Ермолаеву более отчетливо сформулировать волновавшую его пластическую идею, подсказало некоторые существенные стилистические приемы.

После тяжелого ранения в 1943 году Борис Ермолаев к живописи практически больше не возвращается, он занимается рисованием. Созданные им в конце 1940-х - начале 1950-х годов акварели отличаются прямолинейностью и грубоватой трактовкой формы, что характерно для возникающих в эти же годы городских жанровых композиций. Занимаясь в экспериментальной литографской мастерской ленинградского Союза художников, Борис Ермолаев создает собственную оригинальную декоративно-пластическую систему работы в цветной литографии. В это время городские мотивы в его творчестве надолго сменяются деревенскими.

В 1970-х годах Борис Ермолаев снова возвращается к рисованию. Выбирая теперь в качестве материала цветные карандаши, он широко использует опыт многоцветной печати, бережно относясь к малейшему проявлению цветового пятна, оттеняя его силу и насыщенность. Здесь в полной мере проявились декоративные пристрастия художника, его безупречный вкус и чувство меры.

К выставке издан каталог.


Выставки
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России

Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России

29 июня—11 сентября 2023

Неоклассицизм – ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма. На выставке зрители познакомятся с работами В.Серова, Л.Бакста, К.Сомова, Б.Кустодиева, З.Серебряковой, К.Петрова-Водкина и других.

Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея

Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея

8 июня—11 сентября 2023

Выставка "Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея" проводится в зале №80 второго этажа Корпуса Бенуа.
Александр Аркадьевич Лабас (1900 – 1983) – в 1920-е один из организаторов Общества станковистов (ОСТ), характерной чертой которого было воспевание достижений советского строя с использованием приемов современного европейского экспрессионизма.  

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее