Выставка посвящена творчеству Григория Григорьевича (1802-1865) и Никанора Григорьевича (1805-1879) Чернецовых. Экспозиция вполне обоснованно приурочена к пушкинскому юбилею. Братья Чернецовы не просто были современниками великого поэта. Почти десятилетие жизнь, творческая деятельность и бытовое существование художников и Александра Сергеевича протекали в одном городе, в одном круге общения.
Братья Чернецовы мало знакомы широкой публике. Между тем, их творчество - уникальный феномен в истории национальной художественной школы. Выходцы из мещанской среды городка Лух Костромской губернии, они трудом и талантом добились известности в столичной художественной среде, стали академиками живописи. Их наследие огромно. Большинство графических работ Чернецовых, их рукописи и несколько десятков картин масляными красками хранятся в Русском музее. Григорий Чернецов рисовал Пушкина с натуры и создал ярчайший художественный документ той эпохи - картину «Парад на Царицыном лугу», Никанор Чернецов исполнил для поэта картину «Дарьяльское ущелье». На полях рукописи «Путешествия Онегина» Александр Сергеевич оставил выразительный портрет Григория Чернецова. Братья-художники общались с В.А.Жуковским, Н.В.Кукольником, Д.В.Давыдовым, П.А.Вяземским. Факты свидетельствуют о том, что Пушкина и Чернецовых связывали если не дружеские, то совершенно приятельские отношения.
Чернецовы известны своими «художественными путешествиями» - поездками по России, в Италию, на Ближний Восток и в Палестину. Результатом этих поездок стали тысячи рисунков, акварелий, сепий с видами Кавказа, Крыма, итальянских городов, уголков «Святой Земли». Братья совершили своеобразный художественный подвиг, осуществив вояж по Волге на специально оборудованной барке-мастерской, снимая панораму обоих берегов великой русской реки. Панораму составляют почти две тысячи листов общей длиной свыше 700 метров, а также приложенные пояснения и описания. На основе путевых зарисовок, карандашных штудий, акварельных пейзажей Чернецовы впоследствии создавали картины масляными красками, соблюдая главный принцип, провозглашенный ими еще в юности - безукоризненная верность натуре.
Нынешняя выставка - монографическая экспозиция Чернецовых. Она включает более 300 произведений. Большинство из них никогда не публиковались. Персональная выставка братьев-художников имеет своей целью стремление объективно и чутко оценить наследие замечательных мастеров, сделать его достоянием широкой публики.
Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея
8 июня—11 сентября 2023
Выставка "Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея" проводится в зале №80 второго этажа Корпуса Бенуа.
Александр Аркадьевич Лабас (1900 – 1983) – в 1920-е один из организаторов Общества станковистов (ОСТ), характерной чертой которого было воспевание достижений советского строя с использованием приемов современного европейского экспрессионизма.
«Радость жизни». Работы Александра Самохвалова 1920-х - 1930-х гг.
26 января—5 июня 2023
Первая выставка в новом камерном пространстве в Корпусе Бенуа посвящена этюдам к неосуществленной картине «Радость жизни» выдающегося советского живописца, графика, художника книги и театра Александра Николаевича Самохвалова (1894–1971).
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея