ENG
Филиалы:

Круг Петрова-Водкина

А. Зернов. Портрет натурщицы. 1926. Холст, масло. Собрание А.Есипович-Рогинской, Санкт-Петербург
2 июня—20 октября 2016

В  российском искусстве первой половины ХХ века есть минимум три фигуры не только особого масштаба, но и особого объединяющего статуса: К.Малевич, П.Филонов и К.Петров-Водкин. Предлагаемая  зрителям выставка ставит своей задачей  представить  Петрова-Водкина в уникальности его творческого сознания, включавшего особое  видение общности и взаимопонимания, которых он ожидал от своих соратников и учеников.

Художник  активно занимался преподаванием с 1910-го года (Школа Е.Н.Званцевой). Он пришел в школу, где уже существовала передовая художественная педагогика (собственно, Л.Бакст и привел его в качестве преподавателя себе на смену). Выставка впервые показывает «званцевцев» как некое цельное явление, в котором нашли своё преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начала экспрессионизма. Очень сильный состав учеников предопределил характер их отношений с Петровым-Водкиным: он был педагогом и одновременно (это касается, прежде всего, Н. Лермонтовой) старшим товарищем по искусству. Отметим, что «званцевцы» (Н.Лермонтова, Ф.Шихманова, Р.Котович-Борисяк) впервые представлены с  подобной полнотой. С 1918 –го по 1932-й гг. Петров-Водкин  профессорствовал в  Академии художеств (при всех её реорганизациях и переименованиях). Его система в какой-то период была практически единственной  учебной методологией, в полной мере отрефлексированной и цельной, так что за это время с  Петровым-Водкиным соприкасались более сотни студентов первого года обучения.

В  связи с педагогической деятельностью Петрова-Водкина возникает важный вопрос различия между двумя понятиями. А именно:  взаимоотношения молодого художника со школой в методологическом понимании (обучение «по объективному методу») и влияние Петрова-Водкина на творчество молодого художника. Выявленные, в том числе и в ходе подготовки к настоящей выставке, работы учебно-постановочного плана (А.Зернов, Т.Купервассер, М.Ломакина, Г.Эфрос, Е.Благовещенская и др.) дают наглядные представления об «объективном методе» как совокупности установок теоретического толка, последовательно реализованных в материальном плане. Быть его учеником – значило, пройти определенный профессиональный ценз: «я не плодил дилетантов», - свидетельствовал художник.

В экспозиции представлен большой пласт произведений художников, которым довелось превзойти курс петрово-водкинской «науки видеть» и вырасти во вполне самостоятельных мастеров. Ряд художников сохранил, при всей своей мощной индивидуальности, режим прямого диалога с учителем: это относится прежде всего к рано умершему А.Лаппо-Данилевскому, Л.Чупятову, П.Голубятникову, П.Соколову, В.Дмитриеву, но не только к ним. Некоторые структурные особенности петрово-водкинской изобразительности легко считываются у  А.Самохвалова и А.Пахомова, И.Лизака и В.Малагиса, Е.Эвенбах и А.Зернова. Понятие  «Круг Петрова-Водкина» на выставке предстаёт подвижным и многосоставным,  рассчитанным на  приращения новых материалов и интерпретаций.

В состав выставки включены работы из Государственного Русского музея, Государственного музея истории  Санкт-Петербурга, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Кроме того, представлены произведения более чем из 10 частных собраний. 


Н.Лермонтова. Обнаженный мальчик. 1910. Холст, масло. Собрание А.Есипович-Рогинской, Санкт-Петербург Л. Чупятов. Черный натюрморт с шаром и бумагой. 1922. Холст, масло. ГРМ К. Петров-Водкин. Изгнание из рая. 1911. Холст, масло. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург Ф. Шихманова. Портрет балерины. Середина 1910-х. Холст, масло. Собрание А.Есипович-Рогинской, Санкт-Петербург

Выставки
Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения

Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения

22 декабря 2016—1 апреля 2017

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – всемирно известный русский маринист, один из наиболее успешных русских живописцев XIX века, работы которого являются украшением музейных собраний в России и за рубежом и пользуются постоянным вниманием и успехом у зрителей.

Заказать билеты

Василий Кандинский и Россия

Василий Кандинский и Россия

22 сентября—4 декабря 2016

Творчество Василия Васильевича Кандинского (1866–1944) – всемирно известного русского живописца - впервые будет представлено в аспекте национальных истоков его ранних фигуративных произведений и абстрактных полотен 1910-х годов.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Интернет магазин
Интернет магазин

В интернет магазине Русского музея представлен огромный ассортимент сувенирной продукции, иллюстрированные издания и мультимедиа диски.

Перейти к магазину

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее