Выставка посвящена творчеству Гавриила Ивановича Скородумова, одного из первых русских граверов, художника разносторонне одаренного и широко образованного. Скородумов сочетал в себе таланты гравера и живописца, миниатюриста и рисовальщика и один из первых русских художников получил европейскую известность. На выставке представлено 70 работ Гавриила Скородумова, среди которых 60 гравюр, три живописных произведения, пять рисунков и две гравировальные доски.
Гавриил Скородумов родился в Петербурге в семье потомственных живописцев. В 1764 году он был принят в Академию художеств, где занимался одновременно в живописном и гравировальном классах. Крупнейшим успехом Скородумова за годы обучения в Академии художеств стало исполнение гравюр для альбома «Изъяснение краткой пропорции человека» - произведения, ставшие учебным пособием по рисунку на долгие годы. В 1772 году Скородумов закончил Академию художеств с Первой золотой медалью, в 1773 был отправлен для продолжения занятий в Лондон. Здесь, в мастерской знаменитого гравера Франческо Бартолоцци, он очень быстро овладел неизвестными в России техниками гравирования пунктиром и карандашной манерой. Очень быстро молодой художник выработал собственную творческую манеру и стиль цветной гравюры пунктиром. С 1775 года Скородумов начал получать заказы от лондонских издателей и торговцев гравюрами. В течение ряда лет он воспроизводил в гравюре картины Анжелики Кауфман - модной художницы, создававшей композиции по античным мотивам. Именно в этих листах, пользовавшихся большой популярностью в Англии, Скородумов и создал свой стиль цветной гравюры. Но художник работал и по собственным оригиналам, как, например, выполненные им портреты Е. Дашковой и С. Румянцева - подлинные шедевры портретной гравюры XVIII века.
В 1782 году Гавриил Скородумов по личному приглашению императрицы Екатерины II вернулся на родину. Значительными произведениями, созданными в Санкт-Петербурге, стали портрет Екатерины II с живописного оригинала Ф.Рокотова, профильный портрет Екатерины II с оригинала Ф.Де Мейса и «Иоанн Креститель с агнцем» с оригинала Б.Мурильо. В 1791-1792 годах Скородумов начал работу над серией видов Петербурга, предпринятую по собственному замыслу и исполненную художником по собственным рисункам. В этой серии, где вся парадная часть города отодвинута на второй план, а главную роль играет берег Васильевского острова, Скородумов проявил большую смелость и оригинальность замысла и композиции. Обилие жанровых сценок, вынесенных на первый план, характерных бытовых зарисовок, знание мелких подробностей и особенностей повседневного петербургского быта говорят о живом неподдельном интересе мастера к жизни города. В дальнейшем эти гравюры оказали огромное влияние на формирование традиции изображения Санкт-Петербурга. Ранняя смерть прервала творческий путь художника и работа осталась незавершенной.
Кроме своего основного занятия - гравюры, Скородумов много внимания уделял акварели, занимался живописью и миниатюрой. Из живописного наследия Скородумова до наших дней сохранились два портрета - великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны.
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России
29 июня—11 сентября 2023
Неоклассицизм – ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма. На выставке зрители познакомятся с работами В.Серова, Л.Бакста, К.Сомова, Б.Кустодиева, З.Серебряковой, К.Петрова-Водкина и других.
Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея
8 июня—11 сентября 2023
Выставка "Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея" проводится в зале №80 второго этажа Корпуса Бенуа.
Александр Аркадьевич Лабас (1900 – 1983) – в 1920-е один из организаторов Общества станковистов (ОСТ), характерной чертой которого было воспевание достижений советского строя с использованием приемов современного европейского экспрессионизма.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея