ENG
Филиалы:

Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX веков

14 декабря 2000—10 мая 2001

В состав уникальной экспозиции, охватывающей многовековую историю христианства в России, входит свыше 400 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства.

Со времени принятия христианства в 988 году русская культура обрела и в дальнейшем сохраняла христианский облик. Ее система ценностей, человеческий идеал, представления о добре и красоте неразрывно связаны с образом Иисуса Христа. Этот образ озарял весь жизненный путь человека Древней Руси. В нем видели главный смысл и оправдание жизни. К началу XV века в художественном сознании древних мастеров сложился один из основных иконописных типов Христа Вседержителя, который в России именуется «Спас в Силах». Восседающий на троне Христос прославляется как владыка Вселенной. Его окружают ангельские силы - серафимы, херувимы, престолы и символы евангелистов. Русские художники позднее, чем другие столкнулись с проблемой изображения конкретных черт облика Христа. До начала XVIII века, кроме народного и церковного, в России не существовало никакого другого искусства. Лишь с реформами Петра I появилась живопись масляными красками на холсте.

Библейская тема оказалась сложной для художников XVIII - начала XIX столетия. От них требовалась ее новая трактовка, и многие живописцы, ориентируясь на западных мастеров, вносили в православные традиции ноты, свойственные европейской культуре. В большинстве своем живописные произведения художников этого времени (А.Егорова, А.Иванова, В.Шебуева) достаточно отстраненно воплощали евангельские сюжеты. Академическая выучка брала верх над возможностью эстетически адекватно претворить религиозное чувство. В конце 1830-х годов обратился к евангельским темам А.Иванов. Подход художника к сюжету принципиально отличался от того, что существовал в русском искусстве до него. 1860-е годы стали временем выступления молодых живописцев против традиции Академии художеств. Вскоре Н.Ге показал публике «Тайную вечерю». Реакция зрителей и критики превзошла все ожидания. Ни о какой другой картине не спорили так долго и страстно. К образу Христа в то время обращались такие разные живописцы как И.Крамской и В.Поленова, И.Репин и Г.Семирадский, В. Верещагин и В. Суриков. Идентификация себя и своей роли в обществе с Мессией становится достаточно популярной во второй половине XIX века в среде русской интеллигенции. Судьба Христа в этом смысле приобретает черты архетипические.

Новое столетие принесло другие проблемы и изменило ход истории искусства. В России рубежа XIX-XX веков произошел поворот к проблеме национального самосознания. Огромную популярность приобретает в это время мессианская тема. Наиболее ярко эти тенденции воплотились в искусстве М.Нестерова и В.Васнецова. В 1900 - начале 1910-х годов огромную роль при повороте в изобразительном искусстве к беспредметности сыграл интерес к народному творчеству. Среди тех, кто инициировал показ и освоение народных традиций, были художники русского авангарда. Увлекались фольклором М.Ларионов, К.Малевич, Л.Попова. Замечательный цикл евангелистов написала Н.Гончарова. В.Кандинский неоднократно изображал Святого Георгия и православные храмы. П.Филонов создал «Святое семейство», «Волхвы» и другие композиции.

Наступившее затем время принудительного атеизма исказило, но не нарушило глубоких внутренних связей народа с религией. Оказалось, что ментальность сильнее идеологии, воздействие которой не может разрушить глубины человеческой личности. Молодое поколение, официально не признаваемых мастеров, нередко использовало христианскую тематику. Проблемы XX века находили новые трактовки в темах, связанных с жизнью Христа, подтверждая вечную актуальность нравственных исканий и, соответственно, изображения Мессии. Для России это более характерно, чем для Западной Европы. Преемственность традиций сохранялась на протяжении столетий, уходя своими корнями в философию и искусство Древней Руси.


Выставки
Народное искусство Нижнего Новгорода

Народное искусство Нижнего Новгорода

21 декабря 2017—26 марта 2018

Выставка впервые столь полно и всесторонне показывает изделия, выполненные народными мастерами Нижегородского края: уникальные образцы хохломской и городецкой росписи, изделия из металла, комплексы женских костюмов, деревянные игрушки и керамические изделия.

Заказать билеты

Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме

Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме

20 декабря 2017—2 апреля 2018

Генрих Ипполитович Семирадский (1843–1902) — выпускник Петербургской Академии художеств и один из наиболее выдающихся представителей позднего европейского академизма. Творческий путь мастера был тесно связан с Римом. Выставка  представит около 125 произведений Семирадского и его современников, русских живописцев и скульпторов академического направления, работавших в «вечном городе» во второй половине XIX — начале XX веков.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Интернет магазин
Интернет магазин

В интернет магазине Русского музея представлен огромный ассортимент сувенирной продукции, иллюстрированные издания и мультимедиа диски.

Перейти к магазину

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее