ENG
Филиалы:

Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX веков

14 декабря 2000—10 мая 2001

В состав уникальной экспозиции, охватывающей многовековую историю христианства в России, входит свыше 400 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства.

Со времени принятия христианства в 988 году русская культура обрела и в дальнейшем сохраняла христианский облик. Ее система ценностей, человеческий идеал, представления о добре и красоте неразрывно связаны с образом Иисуса Христа. Этот образ озарял весь жизненный путь человека Древней Руси. В нем видели главный смысл и оправдание жизни. К началу XV века в художественном сознании древних мастеров сложился один из основных иконописных типов Христа Вседержителя, который в России именуется «Спас в Силах». Восседающий на троне Христос прославляется как владыка Вселенной. Его окружают ангельские силы - серафимы, херувимы, престолы и символы евангелистов. Русские художники позднее, чем другие столкнулись с проблемой изображения конкретных черт облика Христа. До начала XVIII века, кроме народного и церковного, в России не существовало никакого другого искусства. Лишь с реформами Петра I появилась живопись масляными красками на холсте.

Библейская тема оказалась сложной для художников XVIII - начала XIX столетия. От них требовалась ее новая трактовка, и многие живописцы, ориентируясь на западных мастеров, вносили в православные традиции ноты, свойственные европейской культуре. В большинстве своем живописные произведения художников этого времени (А.Егорова, А.Иванова, В.Шебуева) достаточно отстраненно воплощали евангельские сюжеты. Академическая выучка брала верх над возможностью эстетически адекватно претворить религиозное чувство. В конце 1830-х годов обратился к евангельским темам А.Иванов. Подход художника к сюжету принципиально отличался от того, что существовал в русском искусстве до него. 1860-е годы стали временем выступления молодых живописцев против традиции Академии художеств. Вскоре Н.Ге показал публике «Тайную вечерю». Реакция зрителей и критики превзошла все ожидания. Ни о какой другой картине не спорили так долго и страстно. К образу Христа в то время обращались такие разные живописцы как И.Крамской и В.Поленова, И.Репин и Г.Семирадский, В. Верещагин и В. Суриков. Идентификация себя и своей роли в обществе с Мессией становится достаточно популярной во второй половине XIX века в среде русской интеллигенции. Судьба Христа в этом смысле приобретает черты архетипические.

Новое столетие принесло другие проблемы и изменило ход истории искусства. В России рубежа XIX-XX веков произошел поворот к проблеме национального самосознания. Огромную популярность приобретает в это время мессианская тема. Наиболее ярко эти тенденции воплотились в искусстве М.Нестерова и В.Васнецова. В 1900 - начале 1910-х годов огромную роль при повороте в изобразительном искусстве к беспредметности сыграл интерес к народному творчеству. Среди тех, кто инициировал показ и освоение народных традиций, были художники русского авангарда. Увлекались фольклором М.Ларионов, К.Малевич, Л.Попова. Замечательный цикл евангелистов написала Н.Гончарова. В.Кандинский неоднократно изображал Святого Георгия и православные храмы. П.Филонов создал «Святое семейство», «Волхвы» и другие композиции.

Наступившее затем время принудительного атеизма исказило, но не нарушило глубоких внутренних связей народа с религией. Оказалось, что ментальность сильнее идеологии, воздействие которой не может разрушить глубины человеческой личности. Молодое поколение, официально не признаваемых мастеров, нередко использовало христианскую тематику. Проблемы XX века находили новые трактовки в темах, связанных с жизнью Христа, подтверждая вечную актуальность нравственных исканий и, соответственно, изображения Мессии. Для России это более характерно, чем для Западной Европы. Преемственность традиций сохранялась на протяжении столетий, уходя своими корнями в философию и искусство Древней Руси.


Выставки
Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария

Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария

27 апреля—14 августа 2017

Русский музей обладает значительным собранием произведений древнего Новгорода XVI столетия – икон, шитья, резьбы по дереву, литургической утвари, литья. На выставке впервые будет продемонстрирован значительный пласт художественного наследия крупнейшего древнерусского центра, во многом определившего характер искусства всего Российского государства.

Заказать билеты

Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения

Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения

20 апреля—24 июля 2017

Выставка, посвященная 175-летию со дня рождения всемирно известного русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина, представит более 150 произведений из собрания Русского музея,  Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея,  художественных музеев Пскова, Новгорода, Иванова, Костромы, Ярославля, Череповца, Казани  и частных собраний.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Интернет магазин
Интернет магазин

В интернет магазине Русского музея представлен огромный ассортимент сувенирной продукции, иллюстрированные издания и мультимедиа диски.

Перейти к магазину

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее