В отличие от западного футуризма, футуризм русский мало известен. Однако, это одно из художественных течений, вызвавшее наиболее широкий общественный резонанс, поскольку футуристическое движение в России реализовалось не только в произведениях живописи, графики, в поэзии и театре, но и в общественной жизни. «Будетляне» - люди будущего («будущники») - так называли себя русские футуристы. Несмотря на кажущуюся близость русских и европейских футуристов, традиции и менталитет придавали каждому из национальных движений свои особенности.
Одной из примет русского футуризма стало восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве. «Всечество» - так определил художник Илья Зданевич один из важнейших футуристических художественных принципов. Проблемы единого стиля не существовало. Многие футуристы были одновременно поэтами и художниками (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Елена Гуро), художниками и музыкантами (Николай Кульбин, Владимир Баранов-Россинэ, Михаил Матюшин). Почти все они были склонны к теоретизированию, к рекламным и театрально-пропагандистским жестам. Это никак не противоречило их пониманию футуризма как искусства, формирующего будущего человека, независимо от того, в каких стилях, жанрах и видах работает его создатель. «Футуризм - не школа, это новое мироощущение», - писал позднее Давид Бурлюк. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Казимир Малевич и Павел Филонов, Ольга Розанова, Николай Кульбин и Александра Экстер - все они, на определенном этапе своего творчества, отдали дань футуризму.
В центре этого звездного конгломерата всегда находился «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, который сформулировал жизненное и творческое кредо футуризма как «свободное представление о натуре - природа, взятая в моменты своего зиждительного движения». В экспозицию выставки Русского музея входило около 200 произведений - живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, книжные иллюстрации, архивные материалы, скульптура из собрания ГРМ и частных коллекций США. Достойное место занимал искусственный стеклянный глаз Давида Бурлюка - своеобразный символ футуристического видения мира.
Государственный Русский музей благодарит членов семьи Давида Бурлюка за помощь в организации выставки.
«Радость жизни». Работы Александра Самохвалова 1920-х - 1930-х гг.
26 января—31 декабря 2023
Первая выставка в новом камерном пространстве в Корпусе Бенуа посвящена этюдам к неосуществленной картине «Радость жизни» выдающегося советского живописца, графика, художника книги и театра Александра Николаевича Самохвалова (1894–1971).
Дом и семья. Картины мирной жизни
16 декабря 2022—20 июня 2023
Выставочный проект Русского музея под общим названием «Художники о войне и мире» можно рассматривать как своеобразный диптих. Составляющие его выставки «Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI – ХХ века» и «Дом и семья. Картины мирной жизни» посвящены двум важным аспектам существования человека, которые осознаются как противоположные друг другу. Первая часть этого диптиха обращена к образам военных будней, другая – к теме домашнего очага и семейного круга как хранителя нравственных ценностей русского народа.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея