ENG
Филиалы:

Приключения «Черного квадрата» К.Малевича

К. Малевич. Трибуна ораторов (Супрематические вариации). 1919. Бумага, акварель, тушь. 24,8 х 33,8. ГРМ.
28 июня 2007—15 октября 2007
Сегодня «Черный квадрат» Казимира Малевича приближается к своему столетию, однако сохраняет за собой статус самого радикального арт-объекта. По-прежнему он будоражит умы и сердца, по-прежнему загадочен и непонятен. Все новые и новые поколения с надеждой или негодованием вглядываются в его «черную прямую пропасть»…

Экспозиция выставки дает возможность проследить всевозможные трансформации этого образа. Что только с «Квадратом» не делают! Цитируют и копируют. Преображают, побеждают и хоронят, или напротив, возвеличивают и превозносят. Уменьшают и увеличивают, подвергают рентгену и «живописной обработке». Одевают в камуфляж, сжигают, разбивают, стирают и съедают, выкапывают и засевают. Выкладывают из ягод, монет, семечек, мух и даже червей. Изготовляют из использованной гофры, грубой ткани, резины и даже нефти, расстилают на Красной площади, снабжают очками, ботинками или колесами. Заставляют смотреть и говорить, превращают в полиэтиленовые мешки, подушки, народные поделки, краюху черного хлеба, карточный стол, экран компьютера, окно или космическое пространство. Отправляют в путешествия по истории мирового и русского искусства, привязывают к личной биографии. Обнаруживают в действительности — в тенях Тибета, на стенах и крышах городских домов, в воротах деревенского сарая… Художники воспринимают «Черный квадрат» (если использовать точные слова одного из участников процесса, сказанные по поводу «симметричной» Джоконды), как «своего рода интерактивный полигон для тестирования новых идей". Современный интерес к созданию новых версий «Черного квадрата» во многом был спровоцирован самим Малевичем. Собственно, он и стал изобретателем приключений для своего детища: написал несколько картин на этот «сюжет», утвердил квадрат как универсальную форму — первичную супрематическую «клетку», трансформация которой давала все иные геометрические конфигурации. Малевич использовал квадрат как знак супрематизма, партийную символику УНОВИСА, созданного им в Витебске, как философское понятие и личную подпись.

К. Малевич. Трибуна ораторов (2) (Супрематические вариации). 1919. Бумага, акварель, тушь. 24,8 х 33,8. ГРМ. К. Малевич. Принцип росписи стены. 1920. Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш. 34 х 24,8. ГРМ. В. Ермолаева. Эскиз праздничного оформления Витебска. Супрематическое построение. 1920. Бумага, акварель, графитный карандаш, тушь. 17,4 х 11,4. ГРМ. И. Клюн. Супрематическая композиция 6. 1921. Картон на фанере, масло. 40,5 х 56,5. ГТГ. В. Немухин. Черный ломберный. 1990. Холст, масло, коллаж, игральные карты. 99,5 х 100. ГТГ. И. Голицын. Черный квадрат. 1986. Холст, масло. 119 х 98. ГРМ. В. Сальников. Созидание 'Черного квадрата'. 1988. Оргалит, масло. 120 х 200. Собственность автора. А. Молодкин. Черный квадрат Малевича. 2006. Плексиглаз, нефть-сырец. 79,5 х 79,5 х 6. Предоставлено галереей Kashya Hildebrand, Цюрих. К. Малевич. Супрематизм. 1915. Холст, масло. 80 х 80. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Выставки
«Радость жизни». Работы Александра Самохвалова 1920-х - 1930-х гг.

«Радость жизни». Работы Александра Самохвалова 1920-х - 1930-х гг.

26 января—31 декабря 2023

Первая выставка в новом камерном пространстве в Корпусе Бенуа посвящена этюдам к неосуществленной картине «Радость жизни» выдающегося советского живописца, графика, художника книги и театра Александра Николаевича Самохвалова (1894–1971).

Дом и семья. Картины мирной жизни

Дом и семья. Картины мирной жизни

16 декабря 2022—12 июня 2023

Выставочный проект Русского музея под общим названием «Художники о войне и мире» можно рассматривать как своеобразный диптих. Составляющие его выставки «Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI – ХХ века» и «Дом и семья. Картины мирной жизни» посвящены двум важным аспектам существования человека, которые осознаются как противоположные друг другу. Первая часть этого диптиха обращена к образам военных будней, другая – к теме домашнего очага и семейного круга как хранителя нравственных ценностей русского народа.

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее