ENG
Филиалы:
/ / Скульптура XVIII – начала XX вв.

Коллекции Русского музея

Скульптура XVIII – начала XX вв.

Государственному Русскому музею принадлежит крупнейшее в России собрание скульптуры XVIII—начала XX вв. Оно начало формироваться в 1897–1898 гг. благодаря перемещению самых известных произведений отечественных мастеров из Эрмитажа и Академии художеств, имели место и приобретения от частных владельцев. Однако до 1917 г. этот вид изобразительного искусства представляли всего 184 экспоната. В настоящее время музей хранит более 2000 произведений скульптуры названного периода.

Подробнее

В числе больших монографических коллекций, собранных в Русском музее, прежде всего следует назвать обширную галерею портретов, исполненных Федотом Ивановичем Шубиным (1740–1805), включая мраморную статую «Екатерина II—законодательница» (1789 ), созданную по заказу светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического для только что построенного в Петербурге Таврического дворца. Ее замысел, близкий знаменитой картине Д.Г. Левицкого «Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия» (1783), отразил возвышенные идеалы эпохи Просвещения.

Ими пронизана и статуя Михаила Ивановича Козловского (1753–1802) «Яков Долгоруков» (1797), посвященная «историческому эпизоду» из эпохи Петра I, когда сенатор Долгоруков осмелился разорвать царский указ, обременительный для народа. В этом произведении, согласно традициям классицизма, немало аллегорий: христианский Светоч Правды в руке героя, весы Правосудия и атрибуты (личина и извивающаяся змея), означающие «правоту, которая попирает коварство и злобу».

К шедеврам XVIII века относится также мраморная статуя Федоса Федоровича Щедрина (1751–1825) «Диана» (1789), которая, наряду с экспонируемой в музее щедринской «Венерой» (1792), является одним из первых изображений обнаженного женского тела в русской скульптуре.

К началу XIX в. относится виртуозно исполненная терракота Ивана Прокофьевича Прокофьева (1758–1828) «Волхов и Нева» (1801), выполненная для графа А.С. Строганова, мецената и коллекционера, президента Императорской Академии художеств, который в тот период руководил обновлением скульптурного убранства Большого каскада Петергофа.

Редким мастерством обработки мрамора отличаются такие известные шедевры Русского музея, как «Фавн и вакханка» (1837) Бориса Ивановича Орловского (1797–1837) и «Венера, снимающая сандалию» (1852), исполненная Иваном Петровичем Витали (1794–1855). Гармоничным сочетанием классицистических и романтических тенденций отмечены произведения лучшего портретиста пушкинской поры Самуила Ивановича Гальберга (1787–1839).

В историю русской скульптуры второй половины XIX в. с характерным для того времени многообразием жанров и общей реалистической направленностью вошли весьма полно представленные в собрании музея работы Федора Федоровича Каменского (1836–1913), Евгения Александровича Лансере (1848–1886), Марка Матвеевича Антокольского (1842–1902). Особое значение приобрел портретный жанр, в котором работали многие мастера и, в частности, Владимир Александрович Беклемишев (1861–1919), запечатлевший в бюстах и статуях многих своих современников. В числе его творческих удач — выполненный в мраморе портрет архитектора П. Ю. Сюзора (начало 1890-х гг.).

В 1900-е гг. начинали свой путь в искусстве выдающиеся скульпторы XX cтолетия — Анна Семеновна Голубкина (1864–1927), Сергей Тимофеевич Коненков (1874–1971), Александр Терентьевич Матвеев (1878–1960). Лучшие произведения тех лет, в полной мере отражающие значимость и самобытность их дарований, новаторство художественных поисков, попали в Русский музей.

Следует подчеркнуть, что наряду со станковой скульптурой музейное собрание в разное время пополняли уникальные монументальные произведения. Так, в 1898 г. из Академии художеств была передана бронзовая группа «Анна Иоанновна с арапчонком», созданная итальянским скульптором Бартоломео Растрелли (1667–1744), приехавшим в Россию при Петре I. Датированная 1741 г. и задуманная как памятник для площади, эта монументальная композиция стала последним значимым свершением мастера.

В 1925 г. из Академии художеств была передана большая гипсовая модель памятника императору Александру I, установленного в 1831 г. в Таганроге. Эта уникальная авторская скульптура была использована в 1998 г. при восстановлении разрушенного в конце 1920-х гг. монумента.

В 1939 г. была принята на хранение конная статуя императора Александра III, созданная Паоло Трубецким (1866–1938) для памятника, открытого в 1909 г. на Знаменской площади в Петербурге. Это было равносильно спасению знаменитого шедевра европейской монументальной пластики, который в настоящее время стоит у Мраморного дворца — филиала Русского музея.

Прокофьев И.П. Волхов и Нева

Прокофьев И.П. Волхов и Нева.

1801. Терракота.

Конёнков С.Т. Мыслитель

Конёнков С.Т. Мыслитель.

1898. Мрамор.

Голубкина А.С. Туман

Голубкина А.С.

Туман

1899. Отлив 1940

Щедрин Ф.Ф. Диана

Щедрин Ф.Ф.

Диана

1789

Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Интернет магазин
Интернет магазин

В интернет магазине Русского музея представлен огромный ассортимент сувенирной продукции, иллюстрированные издания и мультимедиа диски.

Перейти к магазину

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее