ENG
Филиалы:
И. Е. Репин. К 175-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

И. Е. Репин. К 175-летию со дня рождения

3 октября 2019—9 марта 2020

На юбилейной выставке будет представлено более 250 живописных и графических работ — признанные шедевры мастера и его малоизвестные произведения, а также м...

Заказать билеты

Дмитрий Каминкер
Мраморный дворец

Дмитрий Каминкер

14 ноября 2019—7 января 2020

Юбилейная выставка представляет работы известного петербургского скульптора Дмитрия Каминкера в разных материалах: в бронзе, камне, дереве, гипсе или бумаге.

Заказать билеты

Валаам: 200 лет в русской живописи
Михайловский замок

Валаам: 200 лет в русской живописи

15 ноября 2019—13 января 2020

На выставке впервые воссоединились чудом сохранившаяся ценнейшая коллекция живописных работ Ново-Валаамского монастыря из Финляндии и произведения из Валаамског...

Заказать билеты

Механический балет. Видеоискусство в Музее Людвига в Русском музее
Мраморный дворец
Николай Рыбаков. Енисейские маршруты
Мраморный дворец

Николай Рыбаков. Енисейские маршруты

21 ноября 2019—14 января 2020

На выставке Заслуженного художника Российской Федерации Н. И. Рыбакова представлены более 70 произведений — живописные полотна, графические работы и эмали.

Заказать билеты

Александр Тышлер. Театр в станковых картинах
Строгановский дворец

Александр Тышлер. Театр в станковых картинах

28 ноября 2019—24 февраля 2020

Выставка, проходящая в Год театра в России, посвящена удивительному, таинственному и странному миру образов А.Г. Тышлера (1898–1980). В экспоз...

Заказать билеты

Александр Мясоедов. Карнавал в Риме
Михайловский дворец

Александр Мясоедов. Карнавал в Риме

12 декабря 2019—10 марта 2020

     Выставка «Александр Мясоедов. Карнавал в Риме» проходит в рамках проекта «Выставка одной картины», цель которого – рассказать широкому...

Заказать билеты

«Школа музейного дела». Архив

Отчет о проведение курсов повышения квалификации «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея»

16 апреля 2018—24 апреля 2018

Дополнительная профессиональная программа в форме курсов повышения квалификации «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов,  актуальные практики работы с посетителями музея», приуроченная к 120- летию открытия Русского музея, подготовлена отделом «Консультационно-методический центр художественных музеев РФ» совместно со службой по работе с посетителями и связям с общественностью, службой «Виртуальный Русский музей», отделами - изучения, сохранения и развития садов и зеленных территорий; по работе со спонсорами; по работе со средствами массовой информации.
Место проведения: Русский музей.
Аудитория: руководители музеев – директор, заместители директоров; главный хранитель, научные сотрудники отделов музейно-педагогической работы и образования, методисты, специалист по продвижению музейных услуг, пресс-секретарь  и редактор, -  22 сотрудника из 19 музеев Российской Федерации и Донецкой Народной Республики:
•    КГУК «Приморская государственная картинная галерея», г. Владивосток
•    ГУК «Донецкий республиканский художественный музей», ДНР
•    Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
•    ГБУК «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан», г. Казань
•    ГБУК «Калининградский областной музей изобразительных искусств»
•    ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», г. Кириллов
•    Филиал ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» -  Музей-квартира В.И. Белова, г. Вологда
•    ОБУК «Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки»
•    ГБУК ЛО «Музейное агентство», Гатчинский район, с. Рождествено
•    ГБУК ЛО «Музейное агентство», Кировский филиал - Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», Гатчинский р-н,  с. Рождествено
•    ГБУК ЛО «Музейное агентство», Приозерский филиал – Музей-крепость «Корела»,  Гатчинский р-н,  с. Рождествено
•    ГБУК г. Москвы  «Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник»
•    ГБУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств»,
г. Оренбург
•    ГБУК РО «Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина», г. Рязань
•    ГБУК РТ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «остров-град Свияжск», г. Свияжск
•    ФГБУК «Государственный музей политической истории России», г. Санкт-Петербург
•    ГБУК ТО «Тверская областная картинная галерея»
•    МБУК ВГО «Историко-краеведческий музей», Челябинская обл., г. Верхний Уфалей
•    ГАУК ЯО «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»

Дополнительная профессиональная программа в форме курсов повышения квалификации рассчитана на 72 академических часа, из которых 8 академических часов были выделены на изучение методических и информационно-справочных материалов, 6 академических часов - на индивидуальные консультации, самостоятельное знакомство с постоянными и временными экспозициями Русского музея; 6 академических часов – на участие в работе Международного научно-практического круглого стола «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея», приуроченного к юбилейной дате – 120-летию открытия Русского музея.
Занятия проводились ведущими специалистами Русского музея в зале заседаний Ученого совета, отделах, на постоянных экспозициях и  временных выставках.

Программа курсов повышения квалификации включала следующие темы:
Тема 1. Музей и город. Основные тенденции взаимодействия.
1.1.    Русский музей: история и современность. Основные направления деятельности Русского музея на современном этапе. Русский музей – методический центр художественных музеев Российской Федерации;
1.2.    Программы и проекты музеев Санкт-Петербурга для жителей города.
1.3.    Летний сад в жизни Санкт-Петербурга. История и современность.
1.4.    Музей и муниципальные органы власти.
1.5.    Востребованность художественного музея среди населения страны. По материалам социологических исследований.
Тема 2. Продвижение музея в городской среде.
2.1.    Популяризация музея в контексте городской среды. Реклама, кейсы по продвижению.
2.2.   Практика разработки, согласования и освещения социокультурных
мероприятий.
2.3.   Социокультурные мероприятия в садах Русского музея.
2.4.    Стадии разработки проекта «Международный фестиваль «Императорские сады России». Опыт работы с  волонтерами.
2.4.  Развитие структуры сайта Русского музея.
Работа с посетителями в социальных сетях Русского музея.  К вопросу о развитии  социально-адресного информационного пространства.
2.5. Взаимодействие Русского музея с туристическими фирмами.
Тема 3. Работа со спонсорами музея. Международное Общество «Друзья Русского музея».
Тема 4. Работа музея с федеральными и местными средствами массовой  информации.
Тема 5. Музей в культурно-образовательном пространстве города. Социокультурные проекты.
5.1. «Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея» - городу:
- взаимодействие музея и образовательных учреждений в системе основного и дополнительного образования;
- адресные социокультурные образовательные программы центра;
- традиционные и новые формы образовательно-досуговой деятельности музея: конкурсы, Интернет-олимпиады, музейно-педагогические и социально-досуговые проекты, выставки детского творчества и т.д., способствующие творческому развитию.
5.2.  Ресурсные центры творческого развития детей и подростков Русского
       музея.
5.3  Культурно-выставочные центры Русского музея.
5.4. Социокультурные проекты в Русском музее.
Привлечение горожан разного возраста для участия в программах и проектах музея. Волонтёрство.
5.5. Посетители с ограниченными возможностями в музее:
«Музей для всех».  Подготовка волонтеров для работы с людьми с инвалидностью в музейном пространстве.
Инклюзивный музей: создание музейной системы для творческого развития личности.
5.7.  Работа с посетителями музея разных возрастов:
- «Диалоги в музее» - работа с детьми дошкольного возраста.
- Работа с молодежью в художественном музее. Методика проведения занятий в форме свободной дискуссии.
- Программы лектория Русского музея.
- «Клуб любителей искусства».
- Посетители третьего возраста в музее.
Тема 6. Новые тенденции и актуальные практики в работе с посетителями.
6.1.    «Виртуальный Русский музей»:
Развитие мультимедийных возможностей: техно-игровой маршрут,  онлайн-лекторий, театр-мультимедиа.
6.2. Диалог музея с обществом - обновление традиционных форм и инновации:
- Арт-медиация – инновационная технология музейной просветительной
работы.
- Обновление традиционных форм музейной просветительной работы  (дискуссии, семинары, лекции, круглые столы,  экскурсии). Опыт Русского музея: диалог профессионалов.
6.3. Студенческий клуб. Работа со студентами на экспозиции искусства XX века: мастер-класс.
    Обучающиеся (по выбору) приняли участие на занятиях и мастер-классах цикловых абонементов и кружков, которые проводились для детей разного возраста от 4 до 15 лет на экспозициях и в студиях Русского музея.
Участники курсов также познакомились с постоянными и временными экспозициями Русского  музея – Михайловского дворца и  корпуса Бенуа, Михайловского замка.
В программу курсов повышения квалификации было включено два выездных семинара по обмену опытом работы - в Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и Музей – памятник «Исаакиевский собор».
В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме слушатели познакомились с историей музея, с историческими аспектами жизни и творчества А.А. Ахматовой и ее окружения,  а  также с разными  формами работы музея с посетителями. Состоялась встреча с представителями третьего возраста - участниками и создателями музейного проекта «Без меня народ неполный», знакомство с театральными проектами, встреча с волонтерами музея.
В Музее – памятнике «Исаакиевский собор» участникам курсов повышения квалификации были представлены технические возможности музея для приема посетителей в инвалидных колясках, которые позволили слушателям  подняться на скоростном лифте на колоннаду собора и увидеть Санкт-Петербург с высоты птичьего полета. В ходе занятия состоялся диалог по методике создания экскурсионного маршрута для незрячих и слабовидящих посетителей «От ощущений к чувствам». Участники курсов также познакомились с содержанием занятий по культурно-образовательной программе «Музей – школе» и формами работы музея с детьми разного возраста.
     В рамках курсов повышения квалификации 16 апреля 2018 года в Русском музее состоялся Международный научно-практический круглый стол «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея», приуроченный к 120- летию открытия Русского музея.
Основными темами выступления стали актуальные вопросы понимания и истолкования роли музея в обществе; привлечение посетителей разного возраста в музеи, развитие волонтерского движения, создания инклюзивного музейного пространства и другие. В ходе круглого стола были рассмотрены вопросы музейной практики на междисциплинарном уровне гуманитарного знания (искусствоведение, история, педагогика) в соответствии с традициями и текущими задачами просветительской и образовательной деятельности музеев Российской Федерации.
В круглом столе приняли участие 44 человека - директора, заместители директоров, ведущие сотрудники музеев и учреждений Российской Федерации, Финляндии, Донецкой Народной Республики. Приехали обменяться опытом коллеги из Москвы – ГМИИ им. А.С. Пушкина, Владивостока – Приморская государственная картинная галерея, Донецка – Донецкий республиканский художественный музей, Хельсинки -  Художественный музей Синебрюхова. С сообщениями на круглом столе выступили представители музеев, учреждений культуры и образования Санкт-Петербурга:  Музея искусства Санкт-Петербурга XX – XXI вв., Государственного литературно-мемориального музея А.А.Ахматовой в Фонтанном Доме, Государственного музея истории религии, Государственного музея городской скульптуры, Музея повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг., Гёте-института в Санкт-Петербурге, Центра выставочных и музейных проектов,  Санкт-Петербургского государственного университета (кафедра дизайна).
24 апреля 2018 года для обучающихся на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов,  актуальные практики работы с посетителями музея» была проведена аттестация в форме итогового семинара.
В состав аттестационной комиссии вошли пять ведущих специалистов Русского музея. На итоговом семинаре обучающиеся представили индивидуальные презентации о проектах своих музеев, посвященных актуальным аспектам деятельности и развития музея, а также ответили на вопросы членов аттестационной комиссии по программе дополнительного профессионального образования.
Все обучающиеся - 22 специалиста музеев РФ и ДНР - успешно прошли итоговую аттестацию, были ознакомлены с выводами аттестационной комиссии. Каждому были выданы документы о прохождении обучения в Русском музее установленного образца. Обучающиеся также получили комплект информационно-справочных и методических материалов по тематике курсов (в электронном виде).
В рамках курсов прошел книгообмен изданиями Русского музея и музеев РФ.


Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ
Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее