ENG
Филиалы:

Круг Петрова-Водкина

А. Зернов. Портрет натурщицы. 1926. Холст, масло. Собрание А.Есипович-Рогинской, Санкт-Петербург
2 июня 2016—23 октября 2016

В  российском искусстве первой половины ХХ века есть минимум три фигуры не только особого масштаба, но и особого объединяющего статуса: К.Малевич, П.Филонов и К.Петров-Водкин. Предлагаемая  зрителям выставка ставит своей задачей  представить  Петрова-Водкина в уникальности его творческого сознания, включавшего особое  видение общности и взаимопонимания, которых он ожидал от своих соратников и учеников.

Художник  активно занимался преподаванием с 1910-го года (Школа Е.Н.Званцевой). Он пришел в школу, где уже существовала передовая художественная педагогика (собственно, Л.Бакст и привел его в качестве преподавателя себе на смену). Выставка впервые показывает «званцевцев» как некое цельное явление, в котором нашли своё преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начала экспрессионизма. Очень сильный состав учеников предопределил характер их отношений с Петровым-Водкиным: он был педагогом и одновременно (это касается, прежде всего, Н. Лермонтовой) старшим товарищем по искусству. Отметим, что «званцевцы» (Н.Лермонтова, Ф.Шихманова, Р.Котович-Борисяк) впервые представлены с  подобной полнотой. С 1918 –го по 1932-й гг. Петров-Водкин  профессорствовал в  Академии художеств (при всех её реорганизациях и переименованиях). Его система в какой-то период была практически единственной  учебной методологией, в полной мере отрефлексированной и цельной, так что за это время с  Петровым-Водкиным соприкасались более сотни студентов первого года обучения.

В  связи с педагогической деятельностью Петрова-Водкина возникает важный вопрос различия между двумя понятиями. А именно:  взаимоотношения молодого художника со школой в методологическом понимании (обучение «по объективному методу») и влияние Петрова-Водкина на творчество молодого художника. Выявленные, в том числе и в ходе подготовки к настоящей выставке, работы учебно-постановочного плана (А.Зернов, Т.Купервассер, М.Ломакина, Г.Эфрос, Е.Благовещенская и др.) дают наглядные представления об «объективном методе» как совокупности установок теоретического толка, последовательно реализованных в материальном плане. Быть его учеником – значило, пройти определенный профессиональный ценз: «я не плодил дилетантов», - свидетельствовал художник.

В экспозиции представлен большой пласт произведений художников, которым довелось превзойти курс петрово-водкинской «науки видеть» и вырасти во вполне самостоятельных мастеров. Ряд художников сохранил, при всей своей мощной индивидуальности, режим прямого диалога с учителем: это относится прежде всего к рано умершему А.Лаппо-Данилевскому, Л.Чупятову, П.Голубятникову, П.Соколову, В.Дмитриеву, но не только к ним. Некоторые структурные особенности петрово-водкинской изобразительности легко считываются у  А.Самохвалова и А.Пахомова, И.Лизака и В.Малагиса, Е.Эвенбах и А.Зернова. Понятие  «Круг Петрова-Водкина» на выставке предстаёт подвижным и многосоставным,  рассчитанным на  приращения новых материалов и интерпретаций.

В состав выставки включены работы из Государственного Русского музея, Государственного музея истории  Санкт-Петербурга, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Кроме того, представлены произведения более чем из 10 частных собраний. 


Н.Лермонтова. Обнаженный мальчик. 1910. Холст, масло. Собрание А.Есипович-Рогинской, Санкт-Петербург Л. Чупятов. Черный натюрморт с шаром и бумагой. 1922. Холст, масло. ГРМ К. Петров-Водкин. Изгнание из рая. 1911. Холст, масло. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург Ф. Шихманова. Портрет балерины. Середина 1910-х. Холст, масло. Собрание А.Есипович-Рогинской, Санкт-Петербург

Выставки
Александр Тышлер. Театр в станковых картинах

Александр Тышлер. Театр в станковых картинах

28 ноября 2019—24 февраля 2020

Выставка, проходящая в Год театра в России, посвящена удивительному, таинственному и странному миру образов А.Г. Тышлера (1898–1980). В экспозицию вошли произведения из собрания Русского музея.

Заказать билеты

Николай Рыбаков. Енисейские маршруты

Николай Рыбаков. Енисейские маршруты

21 ноября 2019—14 января 2020

На выставке Заслуженного художника Российской Федерации Н. И. Рыбакова представлены более 70 произведений — живописные полотна, графические работы и эмали.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ
Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее