ENG
Филиалы:

Возвращенное имя. Павел Голубятников

25 мая 2000—29 июня 2000

Павел Голубятников(1891-1942) - в 1920-е годы играл заметную роль в культурной жизни Ленинграда, Киева и Харькова, был участником многих известных художественных объединений, другом и любимым учеником К.Петрова-Водкина. Судьбу П.Голубятникова предопределило знакомство его в 1912 году с картиной К.Петрова-Водкина «Купание красного коня», поразившей воображение молодого художника. Встреча П.Голубятникова с замечательным живописцем явила полное совпадение их мировоззрений и родство душ. Планетарная концепция К.Петрова-Водкина, ориентации его школы на традиции древнерусской живописи, монументализм были именно тем, что искал П.Голубятников в искусстве. В 1918 году П.Голубятников стал студеном ВХУТЕМАСа по мастерской К.Петрова-Водкина. В середине 1920-х годов П.Голубятников переехал в Киев. В целом, киевский период жизни был весьма успешным для П.Голубятникова. Он преподавал в Киевском художественном институте, где в те годы работали В.Татлин и К.Малевич. Во второй половине 1920-х годов П.Голубятников получил приглашения на две престижные выставки - в Нью-Йорк и Венецию, на Международное биеннале. В 1926 году он, по предложению Д.Бурлюка, участвовал в выставке «Интимного искусства» в Нью-Йорке. Там его произведения были приобретены знаменитой Катрин Драйер, одной из основательниц нью-йоркского Музея современного искусства, и, не менее известным в среде художников русского авангарда, коллекционером Кристианом Бринтоном.

Взлет активности во второй половине 1920-х годов сменился для П.Голубятникова забвением и прекращением участия в выставках во второй половине 1930-х. Это время совпало с переездом художника в Ленинград, куда он был приглашен К.Петровым-Водкиным для преподавания в его мастерской в Академии художеств. В те годы Павлом Константиновичем были написаны многочисленные портреты родных. Несоответствие П.Голубятникова сложившимся к тому времени официальным установкам в сфере искусств вылилось в обвинение его в формализме и последующее увольнение из Академии художеств. Художник искал выход из нараставшего творческого напряжения. Им стал начатая совместно с В.Татлиным разработка Лаборатории новых вещей быта и методических программ по истории и теории искусства, но главное - работа над фундаментальным исследованием «Атлас цвета», три тома которого должны были включать в себя около 120 000 таблиц шкал цвета.

С годами в творчестве П.Голубятникова все сильнее проявлялись религиозные мотивы. Персонажем его последней картины стал божественный посланник архангел Салафиил, с которым художник связывал идею очищения и спасения души... П.Голубятников умер от дистрофии в блокадном Ленинграде в 1942 году. Жена художника, эвакуировавшись с детьми на Урал, взяла с собой все, что было связано с именем мужа. Боясь растревожить боль воспоминаний, она более 30 лет не раскрывала холсты, свернутые в рулон еще в блокадном городе. Лишь в 1975 году сотрудники Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств начали работы по спасению наследия П.олубятникова. Более двадцати лет собирались и реставрировались произведения художника, проводились научные исследования, связанные с его жизнью и творчеством. Сегодня Нижнетагильский музей искусств является единственным обладателем коллекции, включающей почти все сохранившиеся до наших дней произведений живописи и графики П.Голубятникова. В состав экспозиции в Мраморном дворце входило 28 живописных и около 20 графических произведений П.Голубятникова из собрания Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств.

Выставки
Для Славы Всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX веков

Для Славы Всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX веков

6 июня—5 августа 2024

Купечество, «третье сословие», в России XVIII — начала XX веков было основой экономического могущества. Строгановы, Демидовы и другие предприниматели порой организовывали целые «империи» со своими поселениями, дорогами и внутренним распорядком. Выставка уникальна по своей тематике и по составу, будет показано более 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и нумизматики из коллекции Русского музея.

Заказать билеты

Жилище будущего

Жилище будущего

20 октября 2023—12 февраля 2024

В экспозиции представлено 24 произведения – цифровые крупномасштабные картины, часть из которых создана при помощи искусственного интеллекта. Проект поднимает вопросы будущего среды обитания и одновременно – будущего искусства фотографии как медиума.

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее