ENG
Филиалы:

Вэнс Киркланд. Ретроспектива

20 января 2000—25 февраля 2000

Выставка произведений американского художника Вэнса Киркланда (1904 - 1981) была открыта при содействии Музея Фонда Вэнса Киркланда (Дэнвер, США). Авторству Вэнса Киркланда принадлежат около 1100 работ. Его творчество можно разделить на два периода: 1927-53 - период акварелей и 1953-81 - работы маслом. Особым успехом, в том числе, и коммерческим, творчество Киркланда пользовалось в 1940-1950-х годах. Оно демонстрировалось на выставках крупнейших музеев двух тогдашних центров современного искусства США - Нью-Йорка и Чикаго. Художник логично придерживался эволюционного пути американской живописи от реализма в 1920-х годах к сюрреализму рубежа 1930-40-х, далее в 1950-х - к абстрактному экспрессионизму и в 1960-х к оп-арту. Он последовательно работал во всех основных стилях, сменявших друг друга в искусстве США 1920-60-х годов, за исключением поп-арта, то есть - во всех стилях, связанных с развитием живописной техники.

Главная тема работ Вэнса Киркланда конца 1920-х - 1940-х годов - виды природы разного оптического калибра: от панорамных пейзажей, до изображения листьев, цветов, мелких животных и птиц. Этот первый период творчества художника, который принято называть «Сценический реализм», в своей заключительной части пересекается с этапом сюрреалистическим. В 1940-х годах реалистические природные мотивы окончательно вытесняются сказочными формами или трансформируются в фантастические силуэты. В это время живопись Киркланда в такой же мере движется вперед в пространстве формальных поисков современного искусства, в какой живет припоминаниями разных эпизодов романтической и символической традиции XIX- начала XX века. В это время Киркланд коллекционирует в своих акварельных композициях фантастический народец, появившийся в его сознании из скрещивания форм растений и насекомых и поселившийся в нижнем ярусе флоры Среднего Запада. Особенное значение получают у Киркланда изображения леса, традиционного символа родины, устойчивости и душевной силы. Образы строевого леса эволюционируют от вполне реалистических («Белки в роще», 1939) к квазисюрреалистическим («Фантазия строевого леса», 1948) и, наконец, к абстрактным (серия композиций 1950-57 годов). В своих абстрактных произведениях Киркланд предельно уплощает объемы и перекрывает цветные силуэты один другим, подобно тому, как располагается на земле опавшая листва. Изменение позиции холста или листа акварельной бумаги сближает Киркланда с абстрактными экспрессионистами, например, Поллоком, который придумал «дриппинг» именно тогда, когда получил возможность расстелить на полу большие холсты. Киркланд, однако, сохраняет в начале 1950-х камерный «графический» масштаб картин и их облик: тщательно выделанные фактуры, композиционные разработки линеарных арабесок. Его абстракции, во-первых, производят впечатление классически сделанных вещей, впечатление высокого ремесла, и, во-вторых, напоминают не американскую, а европейскую - малоформатную - абстрактную или сюрреалистическую живопись. Автоматизм, как его практикует в начале 1950-х Киркланд («Пейзажная абстракция», 1951), ближе опытам Эрнста или Танги.

В 1954 году Киркланд предпринял путешествие в Европу и побывал в Помпеях. Помпеянские фрески поразили его как окрашенные плоскости, способные интенсивно воздействовать силой цвета. В 1955-57 и 1960-61 годах Киркланд подолгу жил в Италии. С итальянскими впечатлениями связан новый цикл «Абстракции, связанные с Римом». Художник продолжил поиск истоков абстракционизма в прошедших эпохах и нашел их в стенах помпейских вилл, где зафиксировал цветовые сочетания фресок, мозаик и мраморных полов, создавая картины, «способные участвовать в прошлом». В этих абстракциях мастер решил очень сложную пластическую задачу создания нефигуративного аналога помпейских росписей и в целом образного строя античного римского искусства. В 1960-61 годах Киркланд путешествовал по Индии, Бирме, Вьетнаму и Камбодже. В это время были созданы абстрактные вариации на тему «формулы стиля» дальневосточного искусства. В начале 1960-х Вэнс Киркланд вступил в заключительный и ныне наиболее ценимый период своего творчества - в фазу «точечных картин». Художник возвратился к космической тематике «плавающих абстракций» - к упражнениям с динамическими цветовыми пятнами, полученными от соприкосновения масла с водой. Теперь Киркланд нашел способ форсировать и «наращивать» фактуры, делать объемные версии «изрытых», пористых акварельных форм 1930-40-х годов. Эти картины можно рассматривать как вариант оп-арта, который как раз в 1964-65 годах лидировал в американском искусстве.

В конце своей карьеры Киркланд достигает слитности личной мифологии и виртуозного современного мастерства; он вносит требуемое абстрактным экспрессионизмом телесное измерение живописи, «паря» над большими холстами в петлях, почти как цирковой акробат. Устойчивая и долгая жизнь Киркланда в Денвере, где человеческие и культурные связи прочны и стабильны, образовала такое редкое явление как нынешний Музей и Фонд Вэнса Киркланда, богатую коллекцию, которая позволяет наблюдать все движения и рост этой живописи, как полного собой и миром живого организма.

На выставке в Мраморном дворце было представлено более 100 произведений Вэнса Киркланда, созданных во всемирно известной технике «дриппинга» Джейсона Поллака, а также в самостоятельно изобретенной художником технике, заключающейся в особом смешении масляных и акварельных красок. Выставка подготовлена в рамках «Музея Людвига в Русском музее».

Выставки
Для Славы Всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX веков

Для Славы Всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX веков

6 июня—5 августа 2024

Купечество, «третье сословие», в России XVIII — начала XX веков было основой экономического могущества. Строгановы, Демидовы и другие предприниматели порой организовывали целые «империи» со своими поселениями, дорогами и внутренним распорядком. Выставка уникальна по своей тематике и по составу, будет показано более 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и нумизматики из коллекции Русского музея.

Заказать билеты

Жилище будущего

Жилище будущего

20 октября 2023—12 февраля 2024

В экспозиции представлено 24 произведения – цифровые крупномасштабные картины, часть из которых создана при помощи искусственного интеллекта. Проект поднимает вопросы будущего среды обитания и одновременно – будущего искусства фотографии как медиума.

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее