ENG
Филиалы:

Шенберг и художники русского авангарда

8 июля 1999—30 сентября 1999

Выставка была посвящена 125-летию со дня рождения Арнольда Шенберга. В состав экспозиции вошли произведения из коллекции Русского музея, а также живописные работы выдающегося австрийского композитора Арнольда Шенберга из Фонда Шенберга (Вена, Австрия). На выставке, кроме живописных и графических произведений, можно было познакомиться с редкими документами - фрагментами теоретических работ В.Кандинского и его переписки с А.Шенбергом. В концепции выставки реализуется идея, существо которой можно сформулировать как «музыка цвета, ритм и пространство».

Музыка цвета - для многих художников русского авангарда эти слова не были просто поэтической метафорой. Поиски аналогий, сравнение средств различных искусств естественно проистекали из идеи синтеза, которая лежала в основе многих экспериментов русского авангарда. Крупнейшим «цветомузыкальным» новатором в истории мирового искусства был, безусловно, В.Кандинский. Однако, его эксперименты уже имели свои традиции - начало их можно найти в творчестве А.Скрябина. Позднее немало современников Кандинского в той или иной степени касались сходных проблем и в своем творчестве, и в теоретических трудах. Нельзя не вспомнить Н.Кульбина, благодаря усилиям которого идеи Кандинского популяризовались в России; художника и композитора М.Матюшина; В.Баранова-Россине - оригинального живописца, который, развивая идеи Скрябина, создал «оптофон» (тип «цветового пианино»). Среди художников русского авангарда было немало музыкантов. В.Кандинский играл на фортепиано, Н. Кульбин был профессиональным скрипачем, М.Матюшин - композитором, В.Баранов-Россине - музыкантом, композитором, инженером музыкальных инструментов.

Большое место в экспозиции отведено творчеству выдающегося австрийского композитора Арнольда Шенберга. Его творчество занимает особое и значительное место в музыкальной культуре XX века. Шенберг - единственный из крупных музыкантов Европы, которому удалось создать композиторскую школу. Среди многочисленных учеников авторы значительных произведений - Антон Веберн, Альбан Берг и Эрнст Кшенек.

Арнольд Шенберг родился 13 сентября 1874 г., в Вене. Решающую роль в жизни Шенберга сыграла встреча с известным композитором и дирижером Александром Цемлинским. В течении нескольких месяцев Арнольд брал уроки контрапункта у Цемлинского, в остальном он продолжал оставаться самоучкой. Исполнение первых песенных опусов молодого композитора относится к 1898 г. и сопровождались скандалами, которые не прекращались на протяжении всего творчества Шенберга.

Шенберг разносторонне одаренная натура - поэт (его перу принадлежат тексты драмы «Счастливая рука», «Библейский путь», текст оперы «Моисей и Аарон» оратории «Лестница Иакова», много стихотворений, сатир, положенных на музыку), крупный ученый - теоретик музыки. Кроме того, Шенберг - художник, его картины с 1901 года неоднократно появлялись на выставках. «Автопортрет», «Портрет дамы», «Видения» были удостоены вниманием В.Кандинского. Этим работам были посвящены две статьи в сборнике «Синий всадник», вышедшем в Мюнхене в 1912 году. Репродукции картин Шенберга печатались в том же журнале. Имя Шенберга и его произведения (как музыкальные, так и живописные) были хорошо знакомы в России конца 1900-х - начала 1910-х годов. Шенберг дружил и состоял в переписке с В.Кандинским. В 1913 году композитор приезжал в Петербург и был восторженно встречен публикой, музыкантами и художниками.

Нынешняя выставка и программа концертов, организованные благодаря помощи и поддержке Министерства иностранных дел Австрии, Фонда Шенберга и музыкального коллектива «Венский мадригальный хор», стали подлинным возвращением Арнольда Шенберга в Петербург.


Выставки
Даши Намдаков

Даши Намдаков

12 декабря 2018—11 марта 2019

Творчество Народного художника Бурятии Даши Намдакова связано с истоками народной бурятской культуры, монгольским эпосом, легендами и притчами буддизма. При этом его скульптуру отличает и академически правильная пластика, емкость и выразительность образов, точный рисунок движений.

Заказать билеты

Неожиданный Малевич. Из архива А.А. Лепорской, подаренного Русскому музею

Неожиданный Малевич. Из архива А.А. Лепорской, подаренного Русскому музею

15 ноября 2018—14 января 2019

Выставка представит рисунки Казимира Малевича, поступившие в собрание Русского музея от Раисы Федоровны Стримайтис по желанию Нины Николаевны Суетиной, наследницы Анны Александровны Лепорской и дочери Николая Суетина, одного из учеников и единомышленников Малевича.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ
Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее