Выставка была посвящена 125-летию со дня рождения Арнольда Шенберга. В состав экспозиции вошли произведения из коллекции Русского музея, а также живописные работы выдающегося австрийского композитора Арнольда Шенберга из Фонда Шенберга (Вена, Австрия). На выставке, кроме живописных и графических произведений, можно было познакомиться с редкими документами - фрагментами теоретических работ В.Кандинского и его переписки с А.Шенбергом. В концепции выставки реализуется идея, существо которой можно сформулировать как «музыка цвета, ритм и пространство».
Музыка цвета - для многих художников русского авангарда эти слова не были просто поэтической метафорой. Поиски аналогий, сравнение средств различных искусств естественно проистекали из идеи синтеза, которая лежала в основе многих экспериментов русского авангарда. Крупнейшим «цветомузыкальным» новатором в истории мирового искусства был, безусловно, В.Кандинский. Однако, его эксперименты уже имели свои традиции - начало их можно найти в творчестве А.Скрябина. Позднее немало современников Кандинского в той или иной степени касались сходных проблем и в своем творчестве, и в теоретических трудах. Нельзя не вспомнить Н.Кульбина, благодаря усилиям которого идеи Кандинского популяризовались в России; художника и композитора М.Матюшина; В.Баранова-Россине - оригинального живописца, который, развивая идеи Скрябина, создал «оптофон» (тип «цветового пианино»). Среди художников русского авангарда было немало музыкантов. В.Кандинский играл на фортепиано, Н. Кульбин был профессиональным скрипачем, М.Матюшин - композитором, В.Баранов-Россине - музыкантом, композитором, инженером музыкальных инструментов.
Большое место в экспозиции отведено творчеству выдающегося австрийского композитора Арнольда Шенберга. Его творчество занимает особое и значительное место в музыкальной культуре XX века. Шенберг - единственный из крупных музыкантов Европы, которому удалось создать композиторскую школу. Среди многочисленных учеников авторы значительных произведений - Антон Веберн, Альбан Берг и Эрнст Кшенек.
Арнольд Шенберг родился 13 сентября 1874 г., в Вене. Решающую роль в жизни Шенберга сыграла встреча с известным композитором и дирижером Александром Цемлинским. В течении нескольких месяцев Арнольд брал уроки контрапункта у Цемлинского, в остальном он продолжал оставаться самоучкой. Исполнение первых песенных опусов молодого композитора относится к 1898 г. и сопровождались скандалами, которые не прекращались на протяжении всего творчества Шенберга.
Шенберг разносторонне одаренная натура - поэт (его перу принадлежат тексты драмы «Счастливая рука», «Библейский путь», текст оперы «Моисей и Аарон» оратории «Лестница Иакова», много стихотворений, сатир, положенных на музыку), крупный ученый - теоретик музыки. Кроме того, Шенберг - художник, его картины с 1901 года неоднократно появлялись на выставках. «Автопортрет», «Портрет дамы», «Видения» были удостоены вниманием В.Кандинского. Этим работам были посвящены две статьи в сборнике «Синий всадник», вышедшем в Мюнхене в 1912 году. Репродукции картин Шенберга печатались в том же журнале. Имя Шенберга и его произведения (как музыкальные, так и живописные) были хорошо знакомы в России конца 1900-х - начала 1910-х годов. Шенберг дружил и состоял в переписке с В.Кандинским. В 1913 году композитор приезжал в Петербург и был восторженно встречен публикой, музыкантами и художниками.
Нынешняя выставка и программа концертов, организованные благодаря помощи и поддержке Министерства иностранных дел Австрии, Фонда Шенберга и музыкального коллектива «Венский мадригальный хор», стали подлинным возвращением Арнольда Шенберга в Петербург.
От Петра Великого до Елизаветы Петровны
1 июня—23 сентября 2024
Уникальная по масштабу экспозиция охватывает период от кончины Петра Великого до вступления на престол его дочери Елизаветы Петровны (1725–1742 гг.). Главные события внутрироссийской жизни эпохи борьбы за петровское наследие, показанные на материале из коллекций 21 музея, включая Эрмитаж, ГИМ, Музей Московского Кремля, Третьяковскую галерею, Музей истории Петербурга, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Архангельское» и других.
«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова
26 апреля—1 июля 2024
И. Я. Вишняков — один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Большую ценность представляют одиннадцать сохранившихся портретов, которые будут представлены на выставке из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Музея В.А. Тропинина, художественных музеев Твери, Рыбинска и Национального художественного музея Республики Беларусь.
Перейти https://vk.com/rusmuseum
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея