ENG
Филиалы:

Искусство рисунка (1960-2000 гг.)

2 февраля 2000—26 марта 2000

Выставка «Искусство рисунка» (1960-2000 гг.) была организована для слушателей Лектория сотрудниками ГРМ совместно с графической секцией Союза художников России. Она носила учебно-вспомогательный характер и давала возможность познакомиться на примере подлинных произведений с выразительными возможностями рисунка и творческими особенностями современных мастеров.

Рисунок, один из видов графики, всегда был основой обучения изобразительному искусству. Начиная с XVIII в., когда в 1757 году была учреждена Академия художеств, он стал одним из первых предметов в системе преподавания. С помощью рисунка ставится рука, развивается глаз, художественное восприятие мира, воспитывается вкус. Рисунок выступает не только во вспомогательной роли, но и самостоятельно решает сложные художественные задачи. Из истории искусства мы знаем, что многие мастера, например, братья А.П. и К.П.Брюлловы, О.А.Кипренский, И.Е.Репин, В.А.Серов и другие создавали прекрасные графические произведения: пейзажи, портреты, натюрморты, иллюстрации и т.д. Эволюция рисунка всегда была неотделима от развития истории искусства, направления, стиля, индивидуальности мастера.

На данной выставке было представлено 82 рисунка современных художников Санкт-Петербурга, от наброска до самостоятельного станкового произведения. Наброски непосредственно связаны с натурой и живо отражают эмоциональные впечатления автора. Так, например, Н.И.Домашенко, работая мягким графитным или же цветным карандашами, динамично и решительно очерчивает формы обнаженной натурщицы, черты лица знакомых женщин (см. «Таня», 1983; «Валентина», 1987). О.Г.Кукушкин создает цветными карандашами серию набросков «Тикси» (1988), передавая холодный и суровый колорит северного городка и его окрестностей. В.А.Емельянов, рисуя рабочих (см. «Каменщики», 1964, сангина; «Строители»,1964. карандаш; «Портреты строителей Русского тоннеля (Грузия)», 1983, бум.тон., карандаш), живой пластичной линией запечатлел образы людей, необходимых ему для дальнейшей работы над станковыми произведениями.

Станковая графика требует от художника большого обобщения в решении художественного образа. И на выставке есть прекрасные примеры таких работ. Это «Весна» (1965) В.А.Емельянова, в которой график точно подмечает приметы ее наступления: подтаявший, лежащий бурыми пластами снег, талую воду, отражающую деревья с набухшими почками, поэтическое состояние души, связанное с пробуждением природы. О.Г.Кукушкин в работе «Человек наступает» (из серии «Вокруг Антарктиды», 1990) пером и тушью строит композицию обобщенно, крупными планами, рассказывая нам о жизни далекой земли и о любви к любопытным пингвинам. А.И.Пирожевский в портретах актрисы А.Алексахиной (1990, уголь, сепия) и балерины Г.Мезенцевой (1998, цв.кар.) передает душевное состояние творчески одаренных людей.

Выразительные возможности рисунка необычайно богаты. И у каждого художника есть любимые материалы и приемы, тесно связанные друг с другом. Самым распространенным материалом являются карандаши. На выставке были представлены работы, выполненные графитным, литографским и цветными карандашами, карандашом сепия. Так, например, листы Е.В.Дмитриенко из серии «Русская провинция» (1997, кар.), нарисованные в серебристой манере, твердым карандашом с легкой штриховкой, рассказывают нам о предрассветной тишине и покое в окрестностях монастыря («Утро», 1997), внутренней сосредоточенности взрослеющей девочки-подростка («Летние каникулы», 1997). Н.Е.Вишнякова конструктивно мягким графитным карандашом изображает камерный вид дворика с домом («Карелия. Дворик», 1998). Ю.Ф.Разинков с помощью карандаша сепии в мощной монументальной форме выстраивает предметы на рабочем столе художника («Натюрморт с иконой», 1997). В.С.Лаврентьев, работая литографским карандашом, повествует о жизни рыбаков.

Старинной техникой рисунка является перо, дающее наиболее тонкие и ровные линии. Н.Е.Вишнякова пером и тушью рисует морской берег с камнями, деревья в парке. О.Л.Березин создает пером и чернилами легкие солнечные виды Летнего сада. Рисунок кистью - сложная техника, требующая от художника особой точности и навыков. Н.В.Мальцева в листе «Утро» (1996), работает экспрессивно тушью с размывкой, воплощая образ туманного Петербурга. Е.Б.Васильева рисует одноцветной акварелью, контурно и пластично изображая бытовую сценку «Внучку с собачкой» (1998). Г.В.Ермолин в «Портрете Оли» (1968) использует живописное богатство акварели. Фломастер является довольно-таки новым инструментом для рисования. Но благодаря насыщенности цвета и мягкости линий часто становится у мастеров любимым средством в рисунке. В руках В.П.Жохова он наиболее выразителен в портрете Ю.Михалькевича (1967).

Многие художники обращаются к смешанным техникам, создающим особое богатство и выразительность художественного образа. Таковы работы Ю.Н.Брехова «Художник на пленэре» (1990, бум.тон, кар., соус, сангина), И.А.Бородзюли «Рюмка» (199, бум., тушь, кисть, гуашь, коллаж), М.Г.Ермолиной «Еж» (1998, бум., тушь, соус, жир.мелки), Б.Б.Керта и В.Ф.Загорской «Стокгольм» (1999, бум., граф.кар., акв.), В.Я.Трубецкой «Сфинкс» (1989, фломастер, тушь, перо) и др.

Хочется обратить еще внимание на основу рисунка - бумагу, как эстетическую функцию. Она бывает разная по фактуре и цвету. Иногда ее специально тонируют. Так, например, В.В.Максимихин и Т.В.Полосатова окрашивают ее чаем, добиваясь впечатления солнечности петербургского пейзажа. А.В.Васильева выбирает темно-серый цвет бумаги для создания ночного вида Ивангорода. А.А.Бихтер рисует цветными мелками набережную Петербурга с рыбаками на голубой бумаге, передавая призрачное сияние белых ночей. Перечислить все богатство материалов, техник, манер и приемов трудно, т.к. жизнь преподносит художнику все новые сюрпризы и возможности. А рисунок - это отражение жизни во всем многообразии форм и впечатлений.

Участники выставки: Березин О.Л., Бихтер А.А., Бородзюля И.А., Брехов Б.Н., Васильева А.А., Васильева Е.Б., Вишнякова Н.Е., Дмитриенко Е.В., Домашенко Н.И., Емельянов В.А., Ермолин Г.В., Ермолина М.Г., Жохов В.П., Загорская В.Ф., Керт Б.Б., Кукушкин О.Г., Лаврентьев В.С., Максимихин В.В., Мальцева Н.В., Нарышева Л.И., Пирожевский А.И., Подгоренко К.К., Полосатова Т.В., Разинков Ю.Ф., Трубецкая В.Я., Эскараева Л.К. Сотрудники Лектория ГРМ выражают глубокую благодарность за многолетнее сотрудничество в организации выставок и соболезнование близким, друзьям, коллегам в преждевременной потере известного художника Л.А.Сергеевой.

Выставки
Артемий Обер. 1843–1917. К 100-летию со дня смерти

Артемий Обер. 1843–1917. К 100-летию со дня смерти

30 ноября 2017—15 января 2018

Первая монографическая выставка одного из крупнейших русских скульпторов-анималистов последней четверти XIX — начала XX века Артемия Обера представит уникальные восковые и терракотовые эскизы, отлитые в бронзе скульптуры, медали, вазы и рисунки мастера из коллекции Русского музея и других собраний.

Заказать билеты

Аркадий Рылов. 1870–1939

Аркадий Рылов. 1870–1939

16 августа—13 ноября 2017

Аркадий Рылов (1870–1939) — один из классиков отечественной пейзажной живописи. Творчество художника получило широкую известность в самом начале ХХ века. Его работы экспонировались на выставках «Мира искусства» и Венского Сецессиона.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Интернет магазин
Интернет магазин

В интернет магазине Русского музея представлен огромный ассортимент сувенирной продукции, иллюстрированные издания и мультимедиа диски.

Перейти к магазину

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее