«Рисунок и акварель в России. Вторая половина Х1Х века» — третья выставка проекта Государственного Русского музея «Три века русского рисунка», целью которого является показ шедевров отечественного рисунка ХУШ-ХХ веков. Для выставки выбраны лучшие образцы из богатейшего собрания ГРМ. Представлено около 130 произведений шестидесяти пяти художников. Некоторые листы экспонируются впервые.
Графическое искусство II-ой половины ХIХ века отличается полнотой жанров, разнообразием направлений, высочайшей художественностью языка. На протяжении полустолетия оно интенсивно развивалось и к началу ХХ века обрело небывалую прежде самостоятельность, обособившись от живописи и в специализации коллекций, и как выставочный экспонат. Меняясь на этом длинном пути, оно сохраняло существенную особенность, присущую искусству именно этого периода — социальную значимость, было участником общественной жизни. Даже лирическое переживание природы окрашивалось не в индивидуальные тона, отличающие мир частного человека, а приоткрывало те горизонты, где человек неотделим от человечества. Таким представляется пейзаж в трактовке и А.К.Саврасова, и Ф.А.Васильева, и И.И.Левитана. Произведения художников, как и прежде, украшали стены гостиных, но в отличие от предшествующего периода теперь нормой сделалось демонстрирование станковых рисунков и акварелей на выставках среди живописных работ. А выставки становились важными событиями общественной жизни, широко освещались в печати, порождали острые дискуссии. Число их постепенно росло. В столичном Петербурге поначалу они устраивались лишь раз в году в Академии художеств и время от времени в Обществе поощрения художников. С 1871 года к ним присоединяются ежегодные экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок. А спустя десять-пятнадцать лет начинается выставочный бум, и среди множества выставок появляются сугубо графические — «Blanc et noir», свою продукцию ежегодно предлагает зрителям «Общество русских акварелистов». Рисунок лежал в основе академического обучения, создавая фундамент высокого профессионализма. Все прославленные живописцы, будь то пейзажист И. И. Шишкин, портретист И. Н. Крамской или жанрист В. Е. Маковский в равной мере были графиками. Графические произведения, представленные на выставке, воссоздают образ эпохи, одушевленной творчеством Чайковского и Мусоргского, Толстого и Достоевского, Репина и Сурикова, Шишкина и Левитана.
13 апреля—3 июля 2023
Творчество крупного русского и советского скульптора первой половины ХХ века Леонида Владимировича Шервуда лишь однажды было представлено на монографической выставке. Она состоялась еще при жизни мастера в 1952 году в Государственном Русском музее.
2 марта—19 июня 2023
Выставка посвящена ближайшим ученикам и сотрудникам К.С. Малевича – Илье Чашнику (1902–1929) и Николаю Суетину (1897–1954). Выставка представит целый ряд ранее неизвестных рисунков, связанных с исследовательской деятельностью Чашника и Суетина в ГИНХУКе и с их дизайнерской работой.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея