ENG
Филиалы:

Балы и маскарады

Балы и маскарады
23 декабря 1999—1 февраля 2000

Выставка проходит в рамках международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», организованного Государственной академической филармонией им. Д.Д.Шостаковича и Государственным Русским музеем при поддержке Администрации Санкт-Петербурга и Гранд Отеля Европа.

Появившись в России при Петре I, балы в XVIII веке имели несомненное государственное значение. Утверждение новой столицы на берегах Невы во многом происходило через аллегории торжественных празднеств эпохи барокко с обязательными фейерверками и маскарадами. Блестящие императорские балы с их строгим этикетом и пышным убранством залов и позднее служили прославлению империи, поражая роскошью иностранных гостей. Увлечение балами захватило самые разные слои общества не только в столице, но и в провинции. Особенной популярностью пользовались публичные костюмированные балы, устраивавшиеся в подражание знаменитым карнавалам в Риме или в Ницце. На святках, на масляной и пасхальной неделях балы в Петербурге устраивались почти ежедневно. Их проводили Дворянское и Купеческое собрания, Немецкий клуб, польская и французская колонии, различные учебные заведения и благотворительные общества. С середины XIX века танцы и маскарадные сценки с интригой и переодеванием привлекали многих художников, а некоторые из них, как А.Шарлемань или Г.Гагарин, и сами занимались оформлением костюмированных балов или сочинением маскарадных костюмов. На рубеже XIX-XX веков, например, славились Балы художников, все художественное решение которых создавалось студентами Императорской Академии художеств. Композиции программ и пригласительных билетов на эти балы сочиняли граверы Н.Герардов и В.Быстренин, ученики В.Матэ, впоследствии известные художники. Тогда же, на рубеже столетий, появились и знаменитые ретроспективные «маскарады» К.Сомова, вызвавшие множество подражаний. Сама жизнь северной столицы в это время, по воспоминаниям современников, нередко напоминала маскарад.

В развернутой в залах Михайловского дворца экспозиции демонстрируется около ста произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XVIII - начала XX веков из фондов музея, посвященных культуре костюмированных балов и танцевальных вечеров в России. В их числе работы Б.Кустодиева, А.Брюллова, В.Маковского, А.Мартынова, К.Сомова, а также эскизы маскарадных костюмов, афиши и программы балов конца XIX - начала XX века, предметы маскарадного быта - веера, сумочки, порт-букеты и т.п.

Выставки
Крымские виды Жака Кристофа Мивилля

Крымские виды Жака Кристофа Мивилля

18 октября 2018—21 января 2019

На выставке представлены крымские пейзажи кисти швейцарского художника Жака Кристофа Мивилля (1786–1836), отличающиеся топографической точностью и романтической интонацией.

Заказать билеты

Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа

Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа

9 августа—1 октября 2018

Выставка в Садовом вестибюле представляет единственный практически завершенный портрет члена императорской семьи в творческом наследии К. П. Брюллова — портрет великой княжны Александры Николаевны.

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ
Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее