«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» (конец 1720-х – не позднее 8 августа 1732) поступил в Русский музей императора Александра III в 1897 году из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского как произведение неизвестного художника первой половины XVIII века. Гипотеза об авторстве Ивана Никитина по отношению к этому замечательному портрету была окончательно подтверждена лишь в середине 2010-х годов, в результате разностороннего исследования и фундаментальной реставрации, которая была поручена ведущему реставратору мастерской масляной живописи Русского музея Н. Е. Романовой. В процессе расчистки, выяснилось, что авторская живопись портрета вполне сохранна. В результате удаления поздних записей внешний вид произведения значительно приблизился к авторскому замыслу, выявились изысканность цветового решения и выразительность эмоциональной характеристики. Автор не до конца завершил портрет. Однако незавершенность не лишает это произведение выдающихся художественных качеств. Публикация новооткрытого портрета кисти Ивана Никитина – сенсация в изучении искусства петровского времени. Существует предположение, что моделью Никитину служил другой выдающийся живописец петровского времени Андрей Матвеев. Иван Никитич Никитин – один из «птенцов гнезда Петрова», своего рода символ обновления национальной художественной жизни, начатого «великим преобразователем» России. В Русском музее хранится несколько работ Никитина, каждая из которых является бесценной реликвией, ярким свидетельством «культурной революции», происшедшей в России в эпоху Петра Великого. В их числе и «Портрет молодого человека в зеленом кафтане».
Экспозицию дополнят другие живописные произведения Ивана Никитина из собрания Русского музея.
Выставка будет проходить в Садовом вестибюле Михайловского дворца.
Мстислав Владимирович Фармаковский. К 150-летию художника
15 марта—13 мая 2024
Выставка посвящена 150-летию художника, главного хранителя Государственного Русского музея Мстислава Фармаковского, впервые открывает искусство блистательного мастера эпохи «серебряного века» и является данью памяти выдающемуся сотруднику Русского музея.
Максим Никифорович Воробьев и его ученики
24 января—22 апреля 2024
Максим Воробьев (1787–1855) – крупнейший мастер отечественного пейзажа первой половины XIX века. На экспозиции представлены рисунки и акварели художника и его учеников, среди которых Сократ Воробьев (1817–1888). Михаила Лебедева (1811–1837), Василия Штернберга (1818–1845), Михаила Эльсона (1816–1857), Никанора Чернецова (1805–1879), Василия Садовникова (1800–1879).
Перейти https://vk.com/rusmuseum
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея