ENG
Филиалы:

В.В.Матэ и его ученики

Б.М.Кустодиев. Портрет профессора гравирования В.В.Матэ. 1902
15 октября 1999—20 декабря 1999

Василий Васильевич Матэ (1856-1917) - известный художник и педагог, выдающийся мастер репродукционной гравюры конца XIX столетия. Искусству гравюры В.В.Матэ учился в Рисовальной школе при Обществе Поощрения Художеств у Л.А.Серякова и в Академии художеств у Ф.И.Иордана (с 1875 по 1880 год). Главным направлением деятельности В.В.Матэ-художника было воспроизведение при помощи гравировальных техник картин и рисунков других авторов. Уже в начальный период творчества он осуществил интересный опыт цветного репродуцирования, создав ксилографию с фрагмента картины А.А.Иванова «Явление Христа народу». Работа была выполнена на одной доске, а печать произведена двумя красками - черной и коричневой. Цветовые отношения оригинала при этом переданы с большой точностью. После окончания Академии В.В.Матэ была присуждена серебряная медаль и заграничное пенсионерство. В Париже он брал уроки у знаменитого ксилографа Адольфа Паннемакера, одновременно занимаясь офортом у крупнейшего офортиста своего времени Клода Гальяра. В.В.Матэ скоро стал знаменит.

Вернувшись в Россию, он работал как в ксилографии, так и в офорте, создав огромное число факсимильных воспроизведений картин и рисунков. Эти две техники, ксилографию и офорт, В.В.Матэ преподавал своим ученикам. Педагогическую деятельность он начал в 1884 году в Училище технического рисования барона А.Л.Штиглица. В 1894 году его пригласили в качестве профессора на кафедру гравюры Петербургской Академии художеств. Здесь В.В.Матэ фактически возродил искусство гравирования, пришедшее к тому времени в упадок. Он охотно принимал всех, в ком замечал задатки способного мастера гравюры. Он был своеобразным преподавателем: никогда не правил рисунки, однако умел очень точно объяснить ученику, в чем состояла ошибка. В.Д.Фалилеев вспоминал: «Все его указания были обращены ко мне не как к технику - граверу, а как к художнику, постигающему внутреннюю суть гравюры как искусства». Мастерская В.В.Матэ была центром, объединяющим художников, интересующихся судьбами русской графики, и при том не только учащихся Академии, но и зрелых мастеров. Под руководством В.В.Матэ занимались такие известные художники, как И.Е.Репин и приезжавший из Москвы для исполнения живописных заказов В.А.Серов. Многие из учеников В.В.Матэ последовали примеру своего учителя, став художниками - репродукционистами, и достигли на этом поприще значительных результатов. Вместе с тем он воспитал целую плеяду известных мастеров, возродивших оригинальный эстамп в России.

На выставке были представлены работы художников, избравших путь peintre-graveur`а, т.е. гравера-художника. Каждый из них пришел в мастерскую В.В.Матэ, с определенным художественным опытом. Николай Николаевич Герардов (1873-1919) окончил Одесскую рисовальную школу и прежде чем принять решение о переходе (в 1898 году) в гравировальную мастерскую, пять лет обучался на живописном отделении Академии Художеств. Одновременно с Н.Н.Герардовым поступил вольнослушателем к В.В.Матэ выпускник Киевской рисовальной школы Валентин Иванович Быстренин (1872-1944), также несколько лет до этого проучившийся в Академии. Вадим Дмитриевич Фалилеев (1878-1950) после окончания Киевской школы живописи в 1903 году поступил на живописное отделение Академии Художеств; с 1905 года он обращался к В.В.Матэ за советами, а в 1907 году написал прошение о переводе в его мастерскую. Будущий архитектор Иван Александрович Фомин (1872-1936) не числился в списке учеников В.В.Матэ. Но во время учебы в Академии он совмещал занятия в архитектурной мастерской Л.Н.Бенуа с посещением гравёрного класса, что позволило ему воплотить дипломный проект по архитектуре в серии офортов («Проект курзала на Минеральных водах»).

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955), поступив в 1889 году в училище А.Л.Штиглица, начала занятия с мастерской В.В.Матэ, однако вскоре её покинула, разочаровавшись в репродукционной гравюре. Поучившись в Академии художеств у И.Е.Репина, побывав в известных мастерских Парижа - она вернулась в 1899 году к В.В.Матэ, уже преподававшему в Академии. Каждый из этих художников внес свой значительный вклад в развитие оригинального эстампа. Отказавшись от тоновой гравюры, А.П.Остроумова-Лебедева впервые в России стала использовать в ксилографии цвет. Она делала несколько досок, печатая каждый цвет с новой доски. Проблема цвета в гравюре стала главной и для В.Д.Фалилеева. Он одним из первых в России обратился к новому материалу - линолеуму. На выставке экспонировался первый опыт его использования – «Спящий кучер», где линолеум ещё сочетается с деревом. С именами В.И.Быстренина, Н.Н.Герардова и И.А.Фомина связано возрождение офорта, стремление максимально использовать его изобразительные возможности. Придав офорту монументальность, И.А.Фомин возродил традицию архитекторов прошлого - запечатлевать в эстампах не только свои сооружения, но и их проекты.

Жанровое разнообразие, смелые композиционные решения, тактичное введение цвета характеризуют все произведения, которые были представлены на выставке . Большинство из них исполнены еще во время пребывания авторов в мастерской В.В.Матэ.

Выставки
Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа

Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа

9 августа—1 октября 2018

Выставка в Садовом вестибюле представляет единственный практически завершенный портрет члена императорской семьи в творческом наследии К. П. Брюллова — портрет великой княжны Александры Николаевны.

Русские иконы XV века из коллекции Intesa Sanpaolo

Русские иконы XV века из коллекции Intesa Sanpaolo

23 мая—30 июля 2018

Выставка представляет произведения русской иконописи конца XV — начала XVI века, хранящиеся в палаццо Леони Монтанари в Виченце, Италия.

Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ
Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее