ENG
Филиалы:

В.В.Матэ и его ученики

Б.М.Кустодиев. Портрет профессора гравирования В.В.Матэ. 1902
15 октября 1999—20 декабря 1999

Василий Васильевич Матэ (1856-1917) - известный художник и педагог, выдающийся мастер репродукционной гравюры конца XIX столетия. Искусству гравюры В.В.Матэ учился в Рисовальной школе при Обществе Поощрения Художеств у Л.А.Серякова и в Академии художеств у Ф.И.Иордана (с 1875 по 1880 год). Главным направлением деятельности В.В.Матэ-художника было воспроизведение при помощи гравировальных техник картин и рисунков других авторов. Уже в начальный период творчества он осуществил интересный опыт цветного репродуцирования, создав ксилографию с фрагмента картины А.А.Иванова «Явление Христа народу». Работа была выполнена на одной доске, а печать произведена двумя красками - черной и коричневой. Цветовые отношения оригинала при этом переданы с большой точностью. После окончания Академии В.В.Матэ была присуждена серебряная медаль и заграничное пенсионерство. В Париже он брал уроки у знаменитого ксилографа Адольфа Паннемакера, одновременно занимаясь офортом у крупнейшего офортиста своего времени Клода Гальяра. В.В.Матэ скоро стал знаменит.

Вернувшись в Россию, он работал как в ксилографии, так и в офорте, создав огромное число факсимильных воспроизведений картин и рисунков. Эти две техники, ксилографию и офорт, В.В.Матэ преподавал своим ученикам. Педагогическую деятельность он начал в 1884 году в Училище технического рисования барона А.Л.Штиглица. В 1894 году его пригласили в качестве профессора на кафедру гравюры Петербургской Академии художеств. Здесь В.В.Матэ фактически возродил искусство гравирования, пришедшее к тому времени в упадок. Он охотно принимал всех, в ком замечал задатки способного мастера гравюры. Он был своеобразным преподавателем: никогда не правил рисунки, однако умел очень точно объяснить ученику, в чем состояла ошибка. В.Д.Фалилеев вспоминал: «Все его указания были обращены ко мне не как к технику - граверу, а как к художнику, постигающему внутреннюю суть гравюры как искусства». Мастерская В.В.Матэ была центром, объединяющим художников, интересующихся судьбами русской графики, и при том не только учащихся Академии, но и зрелых мастеров. Под руководством В.В.Матэ занимались такие известные художники, как И.Е.Репин и приезжавший из Москвы для исполнения живописных заказов В.А.Серов. Многие из учеников В.В.Матэ последовали примеру своего учителя, став художниками - репродукционистами, и достигли на этом поприще значительных результатов. Вместе с тем он воспитал целую плеяду известных мастеров, возродивших оригинальный эстамп в России.

На выставке были представлены работы художников, избравших путь peintre-graveur`а, т.е. гравера-художника. Каждый из них пришел в мастерскую В.В.Матэ, с определенным художественным опытом. Николай Николаевич Герардов (1873-1919) окончил Одесскую рисовальную школу и прежде чем принять решение о переходе (в 1898 году) в гравировальную мастерскую, пять лет обучался на живописном отделении Академии Художеств. Одновременно с Н.Н.Герардовым поступил вольнослушателем к В.В.Матэ выпускник Киевской рисовальной школы Валентин Иванович Быстренин (1872-1944), также несколько лет до этого проучившийся в Академии. Вадим Дмитриевич Фалилеев (1878-1950) после окончания Киевской школы живописи в 1903 году поступил на живописное отделение Академии Художеств; с 1905 года он обращался к В.В.Матэ за советами, а в 1907 году написал прошение о переводе в его мастерскую. Будущий архитектор Иван Александрович Фомин (1872-1936) не числился в списке учеников В.В.Матэ. Но во время учебы в Академии он совмещал занятия в архитектурной мастерской Л.Н.Бенуа с посещением гравёрного класса, что позволило ему воплотить дипломный проект по архитектуре в серии офортов («Проект курзала на Минеральных водах»).

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955), поступив в 1889 году в училище А.Л.Штиглица, начала занятия с мастерской В.В.Матэ, однако вскоре её покинула, разочаровавшись в репродукционной гравюре. Поучившись в Академии художеств у И.Е.Репина, побывав в известных мастерских Парижа - она вернулась в 1899 году к В.В.Матэ, уже преподававшему в Академии. Каждый из этих художников внес свой значительный вклад в развитие оригинального эстампа. Отказавшись от тоновой гравюры, А.П.Остроумова-Лебедева впервые в России стала использовать в ксилографии цвет. Она делала несколько досок, печатая каждый цвет с новой доски. Проблема цвета в гравюре стала главной и для В.Д.Фалилеева. Он одним из первых в России обратился к новому материалу - линолеуму. На выставке экспонировался первый опыт его использования – «Спящий кучер», где линолеум ещё сочетается с деревом. С именами В.И.Быстренина, Н.Н.Герардова и И.А.Фомина связано возрождение офорта, стремление максимально использовать его изобразительные возможности. Придав офорту монументальность, И.А.Фомин возродил традицию архитекторов прошлого - запечатлевать в эстампах не только свои сооружения, но и их проекты.

Жанровое разнообразие, смелые композиционные решения, тактичное введение цвета характеризуют все произведения, которые были представлены на выставке . Большинство из них исполнены еще во время пребывания авторов в мастерской В.В.Матэ.

Выставки
Цветы и натюрморты Александра Бенуа Ди Стетто

Цветы и натюрморты Александра Бенуа Ди Стетто

6 июня 2014—22 июня 2014

Имя Александра Бенуа ди Стетто (1896-1979), принадлежащего к прославленному художественному «клану» Бенуа-Серебряковых-Лансере, стало известно широкому зрителю совсем недавно. Это знакомство состоялось во многом благодаря выставочному проекту «Александр Бенуа ди Стетто. Возвращение в Россию», начало которому было положено в Русском музее восемь лет назад.

Карл Брюллов из частных коллекций Москвы и Петербурга

Карл Брюллов из частных коллекций Москвы и Петербурга

28 августа 2013—31 марта 2014

Представленные на выставке десять абсолютно достоверных произведений Карла Брюллова находятся в России и принадлежат частным собирателям. Речь идет не о рисунках и акварелях, а о произведениях масляной живописи. Тринадцать новооткрытых произведений Брюллова - тот счастливый случай, когда на немногих примечательных образцах, относящихся к разным периодам творчества мастера, представляющих различные жанры, пунктирно прослеживается весь его творческий путь. Вместе с тем каждая отдельная картина вызывает пристальный и взволнованный интерес.

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Интернет магазин
Интернет магазин

В интернет магазине Русского музея представлен огромный ассортимент сувенирной продукции, иллюстрированные издания и мультимедиа диски.

Перейти к магазину

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее