ENG
Филиалы:
Круг Петрова-Водкина
Корпус Бенуа

Круг Петрова-Водкина

2 июня—20 октября 2016

Выставка ставит своей задачей  представить  К.С. Петрова-Водкина в уникальности его творческого сознания, включавшего особое  видение общности и...

Заказать билеты

Остроумова-Лебедева – художник и коллекционер
Михайловский замок

Остроумова-Лебедева – художник и коллекционер

25 августа—7 ноября 2016

Выставка продолжает цикл экспозиций, посвященных частным коллекциям, в разные годы поступившим в Русский музей и составившим его собрание. В 1916 год...

Заказать билеты

Квартира №5. К истории петроградского авангарда. 1915-1925
Мраморный дворец

Квартира №5. К истории петроградского авангарда. 1915-1925

8 сентября—14 ноября 2016

Выставка позволяет познакомиться со значимым эпизодом истории отечественного авангарда и художественной жизни Петрограда времени &nbs...

Заказать билеты

Василий Кандинский и Россия
Корпус Бенуа

Василий Кандинский и Россия

22 сентября—4 декабря 2016

Творчество Василия Васильевича Кандинского (1866–1944) – всемирно известного русского живописца - впервые будет представлено в аспекте национальных истоков его...

Заказать билеты

Часы работы музея
Михайловский дворец

На информационных стойках вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее

Понедельник 10:00—18:00
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 13:00—21:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00
Воскресенье 10:00—18:00

Кассы закрываются на полчаса раньше

Как добраться

загрузка карты...

Санкт-Петербург. Инженерная ул., 4.

Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22

История

Сокровищница отечественного искусства Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга — бывший великокняжеский Михайловский дворец. Архитектурному гению Карло Росси мы обязаны тем, что в 1820 — 30-х гг. в центре Российской столицы появился ампирный ансамбль: дворец, площадь и улица, связанные с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. Строительство дворца началось в 1819 г. по повелению Александра I вблизи Михайловского замка, на месте построек прилегавшего к нему сада. В этом были удобство и близость сообщения с Зимним и Аничковым дворцами, Невским проспектом, возможность иметь собственный сад.

Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шел Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка состоялась 26 июня.

За 1819 — 1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 г. дворец достроен и поставлены оба примыкающие к нему флигеля. К концу сезона 1822 г. общестроительные работы были завершены (работы каменных дел мастеров Ф.Адамини, Д.Адамини и И.Бернадаци). В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Реконструкцию Михайловского сада производил архитектор А.Менелас.

В 1824 г. внутренняя отделка дворца шла полным ходом. В феврале того же года великий князь Михаил Павлович женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской, при переходе в православие получившей новое имя и титул великая княгиня Елена Павловна. К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены.Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Он наградил Росси орденом Св. Владимира 3-ьей степени и бриллиантовым перстнем. 30 августа 1825 г. построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение. В итоге на сооружение дворца ушло 6 лет и сумма, выплаченная казной, составила 7.875.000 руб.

Архитектура и интерьеры

Парадный фасад дворца обращен к площади. Нижний этаж, обработанный рустом, является основанием для устремленного вверх бельэтажа, решенного в виде трехчетвертной коринфской колоннады. В оригинальных орнаментах, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы проф. ИАХ С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский).

Дворец имеет четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля — ок.25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св. Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.

Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано изобретательным гением России и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии. Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.

В большую Столовую бельэтажа вела изысканно декорированная Голубая галерея, двери которой поныне фланкируют скульптуры кариатид работы С.С.Пименова. Большая Столовая была перекрыта сводом с гризайлевой росписью кессонами и вакхическими сюжетами у его основания. Стены украшали 32 золотистого цвета мраморные пилястры, от карниза до высоких окон, дверей и зеркал шли пояса лепных и живописных орнаментов (Д.-Б.Скотти и С.С.Пименов). В облицованной мрамором Танцевальной на фоне белых стен выступали 28 трехчетвертных голубых колонн. Голубой свод, разделенный на панели, изображал группы античных танцовщиц и арабески, Высокие зеркала, вызолоченные люстры и торшеры дополняли убранство. Белая гостиная сохранилась. Росси проявил виртуозное мастерство в архитектурной композиции, акцентируя выразительность коринфского ордера. Он поделил пространство двумя парами свободно стоящих колонн на три части. Это членение подчеркнуто самостоятельным решением перекрытий каждой части. Тонко сгармонированы также высоты колонн, антаблемента и плафона с падугой. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции. При этом каждая архитектурная деталь, ожившая под рукой декоратора, воспринимается уже не как элемент конструкции, а как произведение искусства. Совершенная архитектурная композиция, выстроенная Росси, стала основой для создания уникального художественного ансамбля.

Следующие за гостиными парадные покои Елены Павловны на северо-восточной стороне бельэтажа отличались особым изяществом и роскошью отделки. Остались фрагменты отделки Парадной Спальни и Маленького кабинета: камин с зеркалом и цветной паркет, изысканная живопись плафонов и пилястр.

Парадные комнаты Михаила Павловича по-своему раскрывали характер своего хозяина. В них не было роскоши. В бельэтаже они перестроены. Нижние комнаты великого князя, выходившие на северо-восточную сторону окнами в сад, его Кабинет, Арсенал и Библиотека запечатлены в картинах и описаниях современников. «Одно лишь место, где великий князь допустил величие и пышность, - отмечал путешественник, - богатое и очень разнообразное собрание оружия, военных мундиров, головных уборов, снаряжения, всевозможных артиллерийских и других орудий в прекрасном состоянии» (А.Гренвилл). «В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов. Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами» (А.Н. Бенуа).

Сам Михаил Павлович не затевал никаких перестроек, зато великая княгиня чутко реагировала на новые художественные вкусы эпохи. Так в середине 1830-х гг., с перестройки Андреем Штакеншнейдером двух комнат Елены Павловны началось внедрение новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. В целом можно сказать, что, не были затронуты лишь большие парадные залы. Сегодня в общих чертах можно представить объем и динамику перестроек. После А.Штакеншнейдера работали известные архитекторы: Гаральд Боссе 1840-50-е гг. (две гостиных и два кабинета на половине великой княгини; Людвиг Бонштедт 1850 г. (покои для Екатерины Михайловны), Александр Юркевич 1857 г. (Верхний храм), Роберт Гедике 1863 г. (Музыкальная). В 1859 г. штатным архитектором дворца стал Георг Прейс. Отдельные заказы выполняли И.Иогансон и В.Стуккей (нач.1870-х). В 1865 г. для Екатерины Михайловны и ее дочери Г.Прейс построил личные покои в Манежном флигеле, здесь великая княгиня жила до своей кончины в 1894 г. По смерти Елены Павловны Г.Прейс вел перестройки во Фрейлинском флигеле, обновлял отделку парадных комнат Екатерины Михайловны на парадной половине в нижнем этаже дворца. В 1888 г. архитектор ушел в отставку, передав свои обязанности сыну, Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции. К началу 1890-х гг. семья великой княгини постепенно расселилась на периферии дворца и во флигелях, опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали.

После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г., наследники решил продать дворец. Он был выкуплен казной в январе 1895 г. Николаем II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III (14 апреля). Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович. Строительную комиссию возглавил профессор М. П.Боткин. Производителем работ назначен архитектор АХ Василий Федорович Свиньин. Комиссия осмотрела помещения дворца и предложила оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчеркивали бы их выразительность.

В нижнем этаже решено было увеличить низкие дверные проемы и проходы между залами, убрать проходные двери, печи, камины и зеркала, на сводах живопись сохранить, заложить двери из лицевых комнат во внутренние помещения; со стен убрать живопись и лепку, лепные потолки сохранить, объединить малые комнаты в экспозиционные залы, убрать все деревянные антресоли, устроить новый входной тамбур; на верхней площадке вестибюля барельефы реставрировать, в бывших россиевских гостиных, в целом сохранить старую отделку; по всему бельэтажу оставить все живописные и лепные потолки, художественные двери, паркеты, кое-где камины. Самые значительные переделки ожидали Танцевальную и Большой Театр. Эти залы должны были сохранить только прежние объемы и расположение дверных проемов. Необходимость устройства верхнего света влекла за собой закладку всех окон.

Неоклассический стиль новой отделки больших музейных залов обуславливался задачей связать их с россиевской анфиладой. План технической реконструкции, принятый Комиссией, свидетельствовал о взятом направление на коренную реконструкцию здания:

  1. ремонт верхнего света над главной лестницей;
  2. капитальное переустройство окон с заменой деревянных широких переплетов на узкие металлические;
  3. устройство цементо-бетонных перекрытий над помещениями второго этажа для изолирования их от огня со стороны чердака;
  4. безопасное в пожарном и санитарном отношении центральное отопление с вентиляцией и увлажнением;
  5. капитальный ремонт водопроводной сети и канализации. В августе приступили к работе исполнители, отобранные на конкурсной основе.

Весной 1896 г. по мере по окончании строительного ремонта, распределились подряды на отделочные работы. Интерьеры восстанавливали и создавали архитектор В.Свиньин, живописцы Н.И.Блинов, А.Боравский, Н.Будаков, лепщики Н.И.Савин, Н.А.Попов, мраморщик К.Гвиди, паркетчики И.Тарасов, П.Беляев, А.Циффер, скульпторы А.Адамсон, столяр-краснодеревщик С. Волковиский и др.

28 февраля 1898 г. Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всем согласными с целями музея.

Владельцы

Август 1825 г. — август 1849 г. Великий князь Михаил Павлович (1798-1849). Со дня рождения носивший звание генерал-фельдцейхмейстера, вступил в должность в 1819 г. В 1819 г. С декабря 1825 г. — генерал-инспектор инженерных войск. В 1831 г. назначен Главным начальником пажеского и всех сухопутных военно-учебных заведений и дворянского полка. В 1844г. — Главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. Шеф 18 гвардейских полков. Член Сената, почетный председатель Военной академии. Участник военных кампаний 1828-29 и 1831 гг. В браке с Еленой Павловной имел пятерых дочерей; Марию (1825-1846), Елизавету (1826-1845), Екатерину (1827-1894), Александру (1832-1834), Анну (1834-1836). Прожил жизнь, отданную в жертву своим служебным и фамильным обязанностям. Скончался в Варшаве. Погребен в Петропавловском соборе.

Август 1849 г. — январь 1873 г. Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873), родилась в Штутгарте. В России ее салон в Петербурге был самым европейским. Отличалась размахом и красотой устраиваемых в дворце праздников, по смерти мужа посвятила себя делам государственной важности. В годы Севастопольской войны для организации женской помощи на поле брани создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Учредительница первой в России Консерватории и председательница Русского музыкального общества. Постоянный интерес Елены Павловны к внешней и внутренней политике России нашел выход в ее участии в великом деле осуществления крестьянской реформы Александра II. Последний замысел — учреждение института усовершенствования врачей и покровительство этому заведению — уже после смерти Елены Павловны осуществила ее дочь великая княгиня Екатерина Михайловна. Известная меценатка. Погребена в Петропавловском соборе.

Январь 1873 г. — апрель 1894 г. великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая (1827-1894), Родилась в Санкт-Петербурге. С 1851 г. замужем за герцогом Георгом-Августом Мекленбург-Стрелицким (1824–1876). Будучи единственной наследницей в поколении, вместе с семьей жила в России. Как хозяйка Михайловского дворца Екатерина Михайловна следовала всем традициям своей августейшей матери. Была председательницей Императорского женского патриотического общества, попечительницей Клинического института великой княгини Елены Павловны (ныне Медицинская академия последипломного образования), Екатерининского женского института. Скончалась в Санкт-Петербурге. Имела пятерых детей: двое (Николай и Мария) умерли в младенчестве. Погребена в Петропавловском соборе.

Апрель 1894 г. — январь 1895 г. Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич (1859–1909), Михаил Георгиевич (1863–1934) и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская (1857–1936).

Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Интернет магазин
Интернет магазин

В интернет магазине Русского музея представлен огромный ассортимент сувенирной продукции, иллюстрированные издания и мультимедиа диски.

Перейти к магазину

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее