ENG
Филиалы:
Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка
Павильоны Михайловского замка

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка

23 марта—24 апреля 2024

Представляем выставочный проект в Восточном павильоне Михайловского замка. Портретная живопись – один из самых трудных и значительных жанров, начало к...

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова
Михайловский замок

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова

26 апреля—1 июля 2024

И. Я. Вишняков — один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Большую ц...

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».
Мраморный дворец

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».

16 мая—2 сентября 2024

Ретроспективная выставка Ольги Розановой в Русском музее включает произведения из разных собраний – всего около 50 живописных и более 100 гра...


/ / В Русский музей переданы иконы, изъятые у контрабандистов

В Русский музей переданы иконы, изъятые у контрабандистов - События

В Русский музей переданы иконы, изъятые у контрабандистов

9 ноября 2017—9 ноября 2017

Ранее УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области изъяло иконы у контрабандистов в результате мероприятий по противодействию незаконному перемещению культурных ценностей через российскую таможню.

Среди 13 отобранных икон – образцы живописи Нового времени XVIII–XIX века, написанные в разных художественных центрах России и относящиеся как к искусству ортодоксальной православной Церкви, так и к старообрядческому письму. 

В церемонии приняли участие руководитель управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Сергей Валентинович Булавский и врио директора Русского музея Юрий Яковлевич Королев.

Наиболее интересным по исполнению и сохранным по живописи можно назвать образ Богоматери «Моление о народе», в позднее время получивший неточное название Боголюбской, что и закреплено в именовании на самой иконе.

Среди предстоящих святых – четыре московских митрополита, Иоанн Предтеча, муч. Никита, а наверху выделены муч. Андриан и Наталия, празднуемые в один день – 26 августа, отражающие патрональный характер произведения.

С искусством Палеха – одного из ведущих иконописных центров Нового времени – связана икона поясного апостола Иоанна, представленного в момент создания Евангелия и с фигурой Ангела Премудрости Божией, «нашептывающего» святому текст Писания. В руках евангелиста не только полураскрытая книга и перо, но и другие письменные принадлежности – чернильница и подставка под перья. Такая иконография получила широкое распространение с XVI века и была особенно популярной у палешан, считавших апостола Иоанна покровителем иконописцев.

Еще одна икона с оплечной фигурой Николая Чудотворца, получившего именование «Отвратного», поскольку повторял надвратное изображение святителя, также была характерной для творчества мастеров владимирских иконописных сел, особенно палехских художников. Среди других произведений – несколько различных изводов Богородичных    икон – Одигитрии, Троеручицы, Печерской (с образами предстоящих преподобных Антония и Феодосия Печерских), Неопалимой Купины; а также сцены праздников – камерного Введения Богородицы во храм, написанного в одном из поволжских старообрядческих центров, и Рождества Богоматери, скорее всего, исполненного в Холуе, во второй половине XIX века снабжавшего иконописной продукцией всю Россию.

Еще три иконы представляют собой характерный тип избранных святых, которые заказывались в качестве домашних моленных образов. Изображение вмч. Власия Севастийского, несмотря на плохую сохранность, интересно как пример редкого житийного повествования святителя, получившего распространение с XVII в., отличавшегося тем, что сцены жития размещались не на полях, а непосредственно в среднике, у ног чудотворца.

Каждое произведение нуждается в серьезных консервационных мероприятиях: реставраторы Русского музея, как только будут составлены все необходимые учетные документы, приступят к укреплению грунта и красочного слоя вновь поступивших в Музей памятников поздней русской иконописи.

Это уже вторая передача икон XVIII – XIX столетий из ФСБ в Государственный Русский музей (предыдущая состоялась в декабре 2015 года). В целом передаваемые УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области иконы отличаются значительным разнообразием живописных приемов, временем и местом исполнения, необычной иконографией, что расширит фонды Русского музея и позволит экспонировать произведения на различных временных выставках.

На фото: Елена Азарнина, заведующий сектором реставрации древнерусской живописи



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее