ENG
Филиалы:
Помним!
Корпус Бенуа

Помним!

Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию экспозиция посвящена подвигу героических защитников и жителей Ленинграда в годы блокады.

Подробнее

Школа Филонова
Мраморный дворец

Школа Филонова

6 октября 2023—15 апреля 2024

«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал c лета 1925 года до смерти мастера в декабре 1941 года. В основу деятельности школы была положена идея кол...

Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...


/ / Ленинград в блокаде

Ленинград в блокаде - События

Ленинград в блокаде

24 января 2023—24 января 2023

 Мы продолжаем рассказывать о художниках, работавших во время войны в Ленинграде. Многие художники изображали улицы города во время артобстрелов, разрушенные взрывами дома, укрытые памятники. В. Н. Прошкин писал пленных немцев под Шлиссельбургом, эшелоны, доставляющие городу топливо. Сюжеты М. Г. Платунова еще более трагичны — убийства и кражи на улицах, произошедшие из-за куска хлеба, замёрзшие на улице люди. Повседневная жизнь города была также темой работ  Н.И. Дормидонтова, Е.Д. Белухи, В.Н.Кучумова. Среди тех, кто рисовал блокадный Ленинград, были и архитекторы, например Л.А.Ильин (главный архитектор Ленинграда) и Л. С. Хижинский.  

КУЧУМОВ Василий Никитич

1888, Ярославская губерния – 1959, Ленинград

Живописец, график, монументалист; автор жанровых картин, пейзажей, интерьеров. 

Учился в ИАХ (1909–1916) у В.Е.Маковского. В 1911 году ему торжественно вручили вторую премию Академии за эскиз «Саломее приносят голову Иоанна Крестителя». В. Кучумов с детства интересовался русской историей, его особенно привлекала Петровская эпоха, которой он посвятил дипломную работу «Пётр I осматривает статую Венеры в Летнем дворце». В. Кучумов был увечён творчеством художников «Мира искусства».

Участник выставок с 1913. Кучумов входил в художественное объединение «Цех», был постоянным участником различных российских выставок: «Товарищества независимых» (1911–1914), группы «Треугольник» (1908), «Петроградских художников» (1917, Москва), «Община художников» (1917, Ленинград), Общество им. А. И. Куинджи (1918–1929). 

В годы войны жил и работал в Ленинграде. Создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные Русскому музею и Эрмитажу. Кучумов, наряду с другими живописцами, много писал с натуры, изображая трагическую красоту города. Знаменитой стала его картина «Набережная Невы у Зимнего дворца», написанная в 1942 году. 

В послевоенный период В. Кучумов продолжал активно участвовать в выставках ленинградских художников, чаще обращаясь к жанру традиционного пейзажа и натюрморта, работал с Ленизо и Ленинградским отделением Художественного фонда РСФСР. Василий Никитович Кучумов скончался в 1959 году в Ленинграде на семьдесят первом году жизни. Его произведения находится в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Посмотреть работы


ПЛАТУНОВ Михаил Георгиевич

1887, село Мари-Турек Вятской губернии – 1972, Ленинград

Живописец, график, преподаватель. Учился в казанском художественном училище (окончил в 1906), в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге, где обучался у профессоров П. П. Чистякова и В. Е. Савинского. (1906–1914). Участник выставок с 1918. В Первую мировую войну был фронтовым художником.

После революции преподавал в петроградских школах и рабочих клубах, участвовал в выставках Ассоциации художников революционной России, исполнил ряд портретов известных деятелей искусства. В 1925—1931 годах путешествовал в составе экспедиций Всесоюзного геологического комитета по отдалённым и малоизведанным районам Полярного Урала, Абхазии, Туркестау, по Печоре и Камчатке. В 1937 году на ледоколе «Садко» побывал в Арктике.

В Великую Отечественную войну работал в Ленинграде, создал серию гуашей «Ленинград в блокаде». В 1942 был эвакуирован в Йошкар-Олу. Здесь, в 1943 году, эти работы увидели первые зрители — земляки. В старом здании драматического театра прошла выставка его работ. Через два года выставку увидели жители Лондона. Затем Варшавы. Москвы. И наконец — Ленинграда. Впоследствии Платунов подарил работы Марийской республике. В настоящее время её обладателями являются Национальный музей им. Т. Е. Евсеева и Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева.

В послевоенные годы Платунов преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, профессор кафедры рисунка. В 1954 году был удостоен почётного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР. Писал ленинградские пейзажи, реже тематические картины, портреты. Автор картин «У Академии наук» (1941), «Дома», «За водой», «Зимняя канавка» (все 1942), «Первые лучи солнца (Г. Я. Седов)», «Портрет школьницы», «Сумрачный день» (все 1950), «Портрет текстильщицы» (1951), «Старый Париж» (1961), «Большой проспект», «Летний Сад» (обе 1964) и другие.

Скончался в 1972 году в Ленинграде.

Произведения М. Г. Платунова находятся в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом. 

Посмотреть работы


ИЛЬИН Лев Александрович 

1879, Тамбовская губерния — 11 декабря 1942, Ленинград

Мы хотим поделиться работой наших коллег из Музея истории Санкт-Петербурга.

Знакомим вас с уникальной рукописью, хранящейся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. «Прогулки по Ленинграду» — последняя работа Льва Александровича Ильина, одного из крупнейших градостроителей 1900-1930-х годов.

Лев Александрович Ильин — один из основателей Музея города и его директор; главный архитектор Ленинграда – под его руководством разрабатывался первый советский генеральный план развития города; великолепный зодчий — одна из его впечатляющих работ, комплекс больницы им. Петра Великого (больница им. Мечникова); профессор, доктор архитектуры, член-корреспондент Всесоюзной Академии архитектуры – им было написано множество статей по проблемам архитектуры и градостроительства, по истории русской и советской архитектуры.

Книга, с которой вы познакомитесь, написана в жанре «путевых заметок» и фактически является экскурсией в Петроград и довоенный Ленинград. Автор начал работу над ней в июле 1941 года.

11 декабря 1942 года Лев Александрович Ильин был смертельно ранен во время артобстрела на Невском проспекте. В этом году исполняется 80 лет со дня смерти зодчего.

В память об Ильине, его «Прогулки по Ленинграду» подкаст сегодня озвучивают для вас сотрудники Музея истории Санкт-Петербурга. Первый отрывок читает главный научный сотрудник ГМИ СПб Марина Олеговна Логунова.

https://vk.com/podcast-81419567_456239090


ХИЖИНСКИЙ Леонид Семенович

1896, Киев—1972, Москва

Гравер, рисовальщик, акварелист. Учился в Киевском художественном училище (1912-1917), в Киевском художественном институте (1918-1922) у М.Л.Бойчука, в 1922–1927 обучался на графическом факультете Академии Художеств в Петрограде-Ленинграде, где учился у В. М. Конашевича и Д. И. Митрохина.

. Работал преимущественно как иллюстратор в технике ксилографии. Участник выставок с 1917. Обладатель многочисленных дипломов и наград на Всесоюзных и международных выставках. В годы Великой Отечественной войны работал в Ленинграде. Выполнил серию ксилографии "Пригороды Ленинграда, разрушенные фашистами" (1944-1949).

В 1939 совершил поездки на Кавказ, в Тарханы и Середниково, где сделал с натуры зарисовки, позволившие ему к 100-летию со дня смерти Лермонтова (1941) создать серию ксилографий видов этих мест (16 листов; музей ИРЛИ).

Серия предназначалась для книги В. А. Мануйлова (1903—1987) «Лермонтовские места», тираж которой погиб в 1941 при бомбёжке Печатного двора в Ленинграде. Позже Хижинский повторил её с небольшими изменениями в технике литографии. Художник третьего издания Малой серии Библиотеки поэта.

Гравюры художника

 

ПРОШКИН Виктор Николаевич

1906, Обоянь Курской губернии— 1983, Ленинград

   Родился 28 января 1906 года в Харькове в купеческой семье, происходившей из города Обоянь Курской губернии. Посещал частную художественную школу Н. Сторожевского. После окончания реального училища в 1924 году вместе с младшим братом Анатолием приезжает в Ленинград и поступает во ВХУТЕМАС на живописный факультет. Занимался у К. Петрова-Водкина, Г. Бобровского, А. Савинова, А. Карева. Окончил институт в 1930 году с присвоением звания художника живописи.

Участник выставок с 1931. В 1930-е занимался оформлением города. Один из организаторов ЛОССХ (1932), ответственный секретарь правления ЛОССХ (1938–1945), член правления ЛОССХ (1937–1942). Командирован в партизанский штаб села Малая Вишера Ленинградской области (1942). Преподавал рисунок в ЛИИПС с 1938, в ЛВХПУ с 1948, основал кафедру общей живописи ЛВХПУ (1951). Профессор (1967).

С 1930 года участвовал в выставках. Писал портреты, жанровые композиции, пейзажи. Среди созданных Виктором Прошкиным произведений картины «Автопортрет в зелёной шляпе» (1928), «У знамени» (1931), «Зимний день у Биржевого моста», «Разгрузка в порту», «Баркас» (все 1934), «Волейбол», «Портрет сына» (1935), «Малая Нева», «Парашютисты» (1936), «Девушка из аэроклуба» (1937), «Портрет художницы М. Шрайбер» (1938), «Атака торпедных катеров на Балтике», «Партизанская засада», «Портрет лётчика» (все 1942), «Ладога. Дорога жизни» (1945), «Портрет знатного литейщика завода „Красный Выборжец“ М. Лягина» (1950), «Невский проспект» (1951), «Васильки» (1954), «Мойка», «Краны на набережной» (обе 1956), «Набережная Лейтенанта Шмидта», «Набережная Макарова», «Площадь Чернышевского» (все 1957), «Портрет Е. Александровой, маляра Адмиралтейского завода» (1959), «Осень. Фонтанка» (1961) и др.

Был женат на художнице Белаковской В.М. (1901—1965). Отец художника В. В. Прошкина (род. в 1931). Скончался 11 апреля 1983 года в Ленинграде. Произведения В. Н. Прошкина находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Италии, США, Франции и других странах.


ДОРМИДОНТОВ Николай Иванович

1898, Санкт-Петербург – 1962, Ленинград

Художественное образование начал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, куда поступил в 1914 году. Среди его преподавателей были А. А. Рылов и И. Я. БилибинЖивописец, график. Учился в РШ ОПХ (1914–1918), в ПГСХУМ–АХ (1918–1922) у К.С.Петрова–Водкина. С 1922 участник выставок.

В годы войны Дормидонтов находился в блокированном Ленинграде. К этому времени относится его наиболее известная графическая серия «Ленинград в блокаде» (1942, Русский музей). Серия состоит из шести листов. События развиваются в ней в хронологической последовательности.

В послевоенные годы художник впервые создал работы в жанре пейзажа, постепенно пейзаж переместился в центр его творческих интересов. Изображал он обычно село Рождествено в Ленинградской области. Н. И. Дормидонтов писал пейзажи в различное время года, но чаще всего — весну. Она интересовала его состоянием развития и обновления («Берёзовая аллея. Март», 1954, «Апрель», 1954, «Весенний ручей», 1950, «Май», 1950).

Н. И. Дормидонтов скончался 24 октября 1962 года в Ленинграде на 65-м году жизни.

Подробная биография

Посмотреть работы


БЕЛУХА Евгений Дмитриевич

1889, Симферополь — 1943, Ленинград

График. В учился у В. В. Матэ в Петербурге (1911), в ВХУ при ИАХ (1912–1913), в ПГСХУМ (1918 ) у В. И. Шухаева. Участник выставок с 1918: Общины художников (1921–1922), картин петроградских художников всех направлений (1923), оригинальных рисунков петроградских книжных знаков (1923), „Русский книжный знак“ (Казань, 1923), русских книжных знаков (Ленинград, 1926), Юбилейной изобразительных искусств (Ленинград, 1927), „Графическое искусство в СССР. 1917–1928“ (Ленинград, 1928), „Художественный экслибрис. 1917–1923“ (1928); международных во Флоренции (1922), Париже (1925), Лейпциге (1927), Кельне (1928). С 1911 работал для журналов („Весь мир“, „Огонек“, „Солнце России“), с 1918 — для газет Петрограда. Расписывал фарфоровые изделия на ГФЗ (1920-е); работал для издательств „Петроград“, „Academia“, ГИЗ, „Прибой“, „Мысль“, „Время“ (1920–1930-е). 

В годы Великой Отечественной войны в Ленинграде выполнял плакаты, создал серию рисунков „Ленинград в дни блокады“. Скончался во время блокады Ленинграда (20 апреля 1943 года), похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

Произведения Белухи Е. Д. находятся в художественных музеях страны: Третьяковская галерея (ГТГ), Русский музей (ГРМ), Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ), Государственный литературный музей и в частных собраниях.
Белуха Е.Д. жил на Петроградской стороне: Каменноостровский. 44б

Персональная выставка состоялась в 1951 г. в Ленинграде.

Обложки книг, созданные художником




БЕЛУХА Евгений Дмитриевич

БЕЛУХА Евгений Дмитриевич

ДОРМИДОНТОВ Николай Иванович

ДОРМИДОНТОВ Николай Иванович

ПЛАТУНОВ Михаил Георгиевич

ПЛАТУНОВ Михаил Георгиевич

ПРОШКИН Виктор Николаевич. Автопортрет в зеленой шляпе.

ПРОШКИН Виктор Николаевич. Автопортрет в зеленой шляпе.

КУЧУМОВ Василий Никитич

КУЧУМОВ Василий Никитич

ХИЖИНСКИЙ Леонид Семенович

ХИЖИНСКИЙ Леонид Семенович

ИЛЬИН Лев Александрович

ИЛЬИН Лев Александрович



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее