ENG
Филиалы:

КРАСОТА БЕЗ ГЛАМУРА?

Аля Есипович. No comment. 2003
1 августа 2013—28 октября 2013
Русский музей представляет выставку, посвященную жанру «ню» в русской фотографии ХХ-XXI в.в. Экспозиция включает около 80 фотографий, демонстрирующих эволюцию этого жанра. Ню (фр. nu - обнаженный) - жанр в искусстве, изображающий нагое человеческое тело. Первые опыты освоения  жанра по времени близки к изобретению дагеротипии (1839 г.) Уже в  1840-е гг., в Париже и Лондоне проводились показы «дагеротипных изображений с обнаженной натуры». Практически все основные жанры фотографии на этапе своего становления опирались на основы классического искусства. Жанр «ню» не стал исключением. Самые ранние фотографии, представленные на выставке, созданные художником А.Р. Эберлингом, относятся к 1900- м гг.  Позы натурщиц  на этих фотографиях повторяют позы моделей его живописных полотен. Фотографы  Н. Свищев-Паола, Г. Зимин, Б. Смирнов и М. Пенсон, работавшие в 1920-30-е гг., добивались выразительности снимков,  используя формообразующие возможности освещения, что придавало их моделям совершенство и четкость очертаний, подобные скульптурному изваянию. Ю. Еремин, А. Гринберг,  напротив, работали в пикториальной манере, используя мягкорисующую оптику,  добивались живописного эффекта, схожего с работами импрессионистов. К сожалению,  история «ню» в Советской России была недолгой. Прошедшие в 1925-28 гг. четыре выставки «Искусство движения», на которых демонстрировались, в том числе, и фотографии обнаженной натуры, стали последними опытами публичного показа.  Уже  в 1929 г. появились статьи, клеймящие фотографов-пикториалистов и признающие работы в жанре «ню» чуждыми новому времени. Из-за цензурных ограничений, в течение многих десятилетий  советской власти, немногие фотографы, обращавшиеся к теме обнаженного тела, работали полуподпольно. На выставке можно увидеть лишь несколько работ, относящихся к 1940-50-м гг. Начиная с 1960-х гг. - периода оттепели - ситуация стала меняться. Показ на официальных выставках и публикация фотографий обнаженной натуры по-прежнему были практически невозможны, но фотографы, хоть и без надежды на публичную презентацию, все чаще обращались к жанру «ню». На 1960-80-е гг. приходится творческий расцвет таких фотографов как Г. Приходько, В. Самарин, С. Леонтьев, Л. Лазарев, С. Князев, В. Бруй. Лишь в 1990-е гг., со сменой политического строя, произошло возвращение этого жанра на легальную художественную сцену. 1990-е-2000-е гг. представлены работами А.Чежина, С.Борисова, Г.Майофиса и многих других. Развитие жанра продолжалось в разных направлениях. Это и следование классицистической презентации тела (С.Намин, В.Григорьев-Башун, А.Полетаева, А. Кривцов) и использование гламурной эстетики  глянцевых журналов  (Д.Донской, Ivan Warhammer). Обращаются фотохудожники и  к старым, ручным техникам (Творческое объединение «Станковая фотография XXI», А.Марьяшин), и к современному осмыслению фотоавангарда, заменяя его технические приемы на современные цифровые технологии, с применением графических редакторов (К.Худяков, Д.Зайцев, А.Гарев), что позволяет авторам буквально творить новую реальность. Это включение обнаженного женского тела в социально-художественный контекст, позволяющее отойти от уже почти рутинного восприятия фотографии в жанре «ню» как волнующего идеального объекта, возвращение пластике тела индивидуальности, характера, воли (И.Мухин, А. Есипович, Ю.Иво, Д. Куклин).  Разнообразная презентация обнаженного тела в фотографии, смешение направлений и приемов дает возможность размышлять над вопросом «возможна ли красота без гламура» и попытаться найти ответ на него.

Русский музей благодарит за участие в выставке:

В.В. Загонека, А.З. Злобовского, В.Н. Козиева, А.В. и Н.В. Логиновых, Ю.Н. Сергеева, П.В. Хорошилова, Galeyev Gallery, Галереи «Триумф»,  LAZAREV  GALLERY,  Sepherot Foundation,  Фотогалереи имени братьев Люмьер, а также авторов, предоставивших свои произведения.

Константин Худяков. Сон-001. 2007 Надя Исаева. Без названия. 2012 Николай Свищов-Паола. Натурщица. Сер. 1920-х Николай Хорунжий. Новая квартира. 1959 Йозеф Киблицкий.Без названия. 1972

Выставки
Мир нивхов

Мир нивхов

30 ноября 2016—1 марта 2017

Русский музей совместно с Сахалинским областным художественным музеем представляют выставку «Мир нивхов», открывающую культуру одного из древнейших коренных народов Севера.

Заказать билеты

Отражение. Акварели и рисунки Андрея Есионова

Отражение. Акварели и рисунки Андрея Есионова

14 сентября—15 ноября 2016

Русский музей приглашает на персональную выставку живописца и графика  Андрея Есионова. Это первая выставка художника в Санкт-Петербурге: он неоднократно показывал свои произведения в Европе,  москвичи помнят его выставки в залах Академии художеств и Московского музея современного искусства. Художник смело работает на стыке академического и современного искусства, но при этом его работы существуют как бы «вне истеблишмента», вне существующей сегодня формальной системы «продвижения искусства».

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Интернет магазин
Интернет магазин

В интернет магазине Русского музея представлен огромный ассортимент сувенирной продукции, иллюстрированные издания и мультимедиа диски.

Перейти к магазину

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее