Branches:
Structures
Marble Palace

Structures

6 april—7 august 2017

The project that includes art pieces from 1960s to present time is aimed to investigate the concept of the structure (from Latin structura ‎- a fitting together, adjustment, building...

Tickets

Vasily Vereshchagin. To the 175th Anniversary of the Artist
Benois Wing

Vasily Vereshchagin. To the 175th Anniversary of the Artist

20 april—24 july 2017

The exhibition is dedicated to the 175-th anniversary of Vasily Vereshchagin, world-known Russian artist famous mainly for his battle piece...

Tickets

The Art of Novgorod the Great in the Time of Prelate Macarius
Benois Wing

The Art of Novgorod the Great in the Time of Prelate Macarius

27 april—14 august 2017

The XVIth century in Novgorod’s art history is a time of true rise but it still has never been an object of a special exhibition project ...

Tickets

Anna Azbel. Childhood Portrayed
Stroganov Palace

Anna Azbel. Childhood Portrayed

24 may—10 july 2017

The Russian Museum presents the personal exhibition of the photographer Anna Azbel “Childhood Portrayed”. Kid’s photography requires specific approach – not only tech...

Tickets

Leonid Krivitsky
St Michael’s Castle

Leonid Krivitsky

31 may—3 july 2017

Exhibition in St. Michael's Castle will include around 50 graphic works, paintings and sculptures from the collection of the artist’s family.

Tickets

Art of the Decorative Institute in Petrograd
Mikhailovsky Palace

Art of the Decorative Institute in Petrograd

17 august—20 november 2017

The exhibition will present the propaganda art of the first years after the 1917 Revolution. The agitation art of this time was truly mass and embracing ...

Tickets

Children of the Soviet State
Marble Palace

Children of the Soviet State

7 september—20 november 2017

The works by painters, graphic artists, sculptors and masters of the applied arts, created in 1920-1980-s, provide a vivid image of the Soviet State smallest citizens’ ...

Tickets

Opening hours
Stroganov Palace

Monday 10:00 a.m. – 6:00 p.m.
Mikhailovsky Palace, Benois Wing are open until 8:p.m.
Tuesday The Museum is closed
Wednesday 10:00 a.m. – 6:00 p.m.
Thursday 1:00 p.m. – 9:00 p.m.
Friday 10:00 a.m. – 6:00 p.m.
Saturday 10:00 a.m. – 6:00 p.m.
Sunday 10:00 a.m. – 6:00 p.m.

Ticket offices close 30 minutes earlier

Getting here

loading map...

17 Nevsky Prospekt, St. Petersburg

Metro - Nevsky Prospekt

History

Stroganov palace to-be must have been put up in the 1720s, when one-storey chambers, belonging either to one of the Stroganovs or possibly the whole family, were constructed by Green Bridge across the Moika River. In 1742 baron Sergey Stroganov bought an incomplete two-storeyed house on the same site. Afterwards, all the buildings were rearranged into one palace complex by an architect Francesco Rastrelli in 1753-1754. The Stroganoff dynasty used to own it until 1918.

Numerous connected with Russian history events took place in Stroganov palace. Its Great Hall received the movers of National Library of Russia foundation in the 1760s. In December 1766 the deputies were elected here in attendance of Empress Catherine II to create The New Statement of Legal Principles.

In 1918 Stroganov palace was nationalized and turned into " People’s memorial house (former Stroganov’s )", while the State Hermitage was responsible for forming its displays. In 1929 the palace premises were given to the All-Union Academy of Agricultural Sciences in order to establish the Plant Science Institute here. This stopped the existence of the palace as a museum. The Stroganovs’ collections of art were divided between different museums of Russia and partly sold abroad.

By the 1930s the palace had already been occupied by several lessees — the main one was “Electric and Sea Trust” belonging to the People’s Commissariat of Shipbuilding. On 4 April 1988 the city council issued an order № 248 “To surrender the former Stroganov palace premises and transfer them under the jurisdiction of the Russian Museum”. The restoration works, held by it in 1989-2014, let the palace facades and interiors be reconstructed.

In 1992, according to the initiative of baroness Helene de Ludinghausen, who is baron Sergey Stroganov’s (1852-1923) grand-niece, the charity “Stroganov Foundation LTD” was established in the U.S. It aims to provide financial support for Stroganov palace restoration programs, as well as other palace museums’ of Saint-Petersburg and its suburbs. In addition, the organization takes part in the reconstruction of Russian churches. The main motive force of the foundation is its permanent head and treasurer Pierre Merle.

Architecture and interiors

Stroganov palace was constructed in 1753-1754 by the architect Francesco Bartolomeo Rastrelli at the crossing of the Moika River and Nevsky Avenue. The architect joined the two existing here buildings, belonging to the Stroganovs, with one baroque style façade. Main palace interiors were executed in baroque style as well.

The palace is Russian letter " Г" in plan, and there originally was an entrance from the court of honor. At the end of XVIII- beginning of the XIX century Andrey Voronikhin put up the nowadays existing doorway facing Nevsky Avenue. That was he who also reconstructed and designed a range of classical style interiors, including the one in a newly-built east wing in order to house count Alexander Stroganov’s (1736-1811) art collections. In 1842 Piotr Sadovnikov completed the south wing and arranged all the palace facades in “Rastrelli’s way”.

During its almost two-hundred-year history Stroganov palace had its interiors continuously reconstructed according to changing fashion and the owners’ demands. These rooms were designed by over a dozen architects, including not only Rastrelli, Voronikhin and Sadovnikov, but also Ivan Kolodin, Carlo Rossi and other experts from Saint-Petersburg.

Francesco Rastrelli designed the palace, having equal composition of both facades, facing Nevsky Avenue and the Moika River Embankment. In the center we can see a portico decorated with the Stroganovs’ coat-of-arms under a baronial crown on the fronton. Rastrelli’s Mirror Gallery and Gala Staircase, adorned with mirrors and gilded sculpture, have not survived. However, Grand Hall, intended for balls and concerts, until now astonishes everybody with its splendor.

The highlight of the hall is a huge plafond which occupies all the surface of the ceiling. It was painted in the 1750s by a famous Italian artist Giuseppe Valeriani on thirteen separate canvases fixed on the stretchers. Its composition involves a multi-figure central part surrounded with a luxurious framework of colonnades, niches, a balustrade and sculpture. The focal point is the goddess of wisdom Minerva, defeating vices; on her left we can see virtues and on the right of hers there are allegories of particular arts which the Stroganovs patronized.

Since the beginning of the1790s the “home” architect of the family Andrey Voronikhin, formerly a serf, was responsible for the palace reconstruction. He started an improvised dialogue with his genius predecessor and, like him, considered the building as a solid ensemble. As it had already gone out of fashion, Voronikhin shaded baroque splendor of Great Hall with some classical elements. At the same time, having been fascinated by Francesco Rastrelli’s baroque ideas, he created State Dining Room or Corner Hall on the spot of Mirror Gallery of the 1750s. Quite a small interior looks much more spacious than it really is due to huge solid mirrors put in between Ionian semi-columns. A survived until now authorial watercolor of this interior let the restorers recreate its original idea in the 1990-2000s.

The suit of rooms along Nevsky Avenue culminates in two-tear Mineralogical Study, which is one more outstanding interior by the Russian architect, rightly considered a masterpiece of Russian architecture of the XVIII century. The study was completed by Voronikhin arguably between 1791 and 1792. It was originally purposed for minerals display only, but then books put competitive pressure on them. Fluted columns of Composite order, made of artificial marble, support the squinch arches which, in turn, do the same for the choir of the second tier. The first tier is decorated with four allegoric bas-reliefs showing the four elements: : “Fire”, “Water”, “Earth” and “Air”. The drum of the dome was prospectively painted possibly by Pietro Gonzago in XIX century, when the hall was converted into Billiard Room, the tiers were separated from each other with a glass cupola, and one of the bookcases was replaced with a tiled stove. Later on, in the 1950-80s, due to the roof defects, numerous leakages damaged the drum of the dome paintings badly. Moreover, the cupboards of the second tier became unfit for use.

Nowadays the hall has acquired its original design by Voronikhin. Russian Academy of Scienses Fersman Mineralogical Museum (Moscow), where the palace mineral collection was transferred to in 1919, took part in the display reconstruction. Apart from this, the Russian Museum reacquired the chest of polished marble plaques and other minerals, originally belonging to the Stroganovs.

The east wing of the palace houses Picture Hall, a unique Russian interior of the boundary between the XVIII and XIX centuries, which is one of the masterpieces by Andrey Voronikhin. The gallery occupies most of the second floor in the east wing. The 28 meter long premise is divided into three parts in axial alignment — the central one and two loggias on its sides. The central part is topped with a flat-arched vault, while the loggias have small cupolas. Two Ionic columns by each loggia separate them from the center. Abutting ends of the main vault (the tympans above the entablature) are decorated with bas-reliefs showing Oil Painting and Sculpture allegories. The gallery vault and the cupolas of the loggias have caisson ornamentation.

The decoration of Picture Hall used to outstand with its specific elegance and sophistication peculiar to Voronikhin’s style. All interior elements of it reveal proportion refinement and lightness. Numerous canvases, mostly by XVII century West-European artists, used to occupy all the surface of the walls framed with gilded molding. During the Soviet period the interior decoration was partly lost. However, the artificial marble column facing, imitating Sienna marble, has been restored several times and survived until nowadays.

There used to be six sofas and fourteen armchairs upholstered in green silk along the walls. This set, which was made at the same time as the hall was decorated, used to be stored in the funds of the Russian Museum for a long time. It had been thoroughly restored by 2015 and its upholstery had been reconstructed, after which the set travelled back to the palace. Also, here used to be situated a gorgeous malachite vase of 107 cm high and 107 cm in diameter, carved in lapidary works in the city of Ekaterinburg. This one is nowadays in the State Hermitage, as well as the three-meter high floor lamps, which we can notice in the canvas by A. Nilitin dating from 1832. They were made in the 1790s by a famous French bronzer F. Tomir according to the design by a sculptor Jean-Joseph Foucou.

An art critic and art historian Alexander Benois called Picture Hall “the soul” of Stroganov palace. This was where Alexander Stroganov (1736-1811) kept his collection of art which he assembled for over forty years. Being the president of Fine Arts Academy, Stroganov also used his gallery as a classroom where the students studied theory of painting and history as well as copied West-European canvases. On Sundays this improvised museum, created by an outstanding Russian philanthropist, was open for almost all admirers of art from Saint-Petersburg.

Pavel Stroganov used to reside in the western and southern wings of the palace, originally decorated by Voronikhin, but redesigned during all the XIX century. The only authentic sample of Voronikhin’s art of the early XIX century is Small Drawing Room — this one only has insignificant later touch.

Big Drawing Room has hardly any elements by Voronikhin. It was reconstructed according to the period it was designed — the end of the 1850s. The room might have been created for the second in history count A.Stroganov (1818-1864), the famous philanthropist’s great-grandson, and his wife countess Tatiana, nee Vasiltchakova.

The same years and, possibly, by the same architect Big and Small Studies of count Stroganov and Arabesque Sitting Room were revealed in the northern wing of the palace. This one, quite unusual for the middle of the XIX century, shows copies of Raphael’s students’ works for so-called loggias of Raphael.

Owners

For two centuries Stroganov palace was vital for so-called Saint-Petersburg branch of the Stroganovs, the founder of which baron Sergey Stroganov (1707-1756), the one who constructed this building and educated his son Alexander to love art be willing to serve the motherland.

Count Alexander Stroganov (1736-1811), the most famous owner of the palace, a foremost art expert and one of the most outstanding Russian Philantropists of the time. Heading The Academy of Fine Arts and National Library of Russia, he ran the Committee responsible for the construction of Our Lady of Kazan cathedral for ten years. Alexander Stroganov placed richest collections of minerals and West-European art in his house. This was the reason why special interiors which agreed with the new approach to the display of different collections in private homes were designed. Previously, these works were considered as decorative elements, and later on started being understood as independent values. Therefore, it became necessary to display collections in a relevant way, comfortable for observing and studying them, as it was, for example, in Mineralogical Study, Picture Hall and the Hall of Hubert Robert.

Most prominent artists and writers of the time were patronized by the count. V.Shebuev, D.Levitskii, S.Schyukin were often sponsored by him as he greatly appreciated their works. D.Fonvizin used to read his essays in front count Stroganov, G.Derzhavin dedicated his odes to him, I.Bogdanovich, I.Krylov, D.Bortnianskiiwere in gathering at this home. With the aid of Stroganov N.Gnedich translated “Iliad” and dedicated an eclogue “Fishermen” to him.

Count Pavel Stroganov (1772-1817) succeeded in military, took part in the wars against France, Sweden and Turkey. His only son Alexander perished in the battle of Craonne (1814) at the age of 19. Pavel Stroganov’s death followed shortly, and the family found themselves in a dynasty crisis as no direct male heir existed. Therefore, considering the family’s merits to the Fatherland, emperor Alexander I signed a special order saying that the Stroganov’s indivisible estate, which included the palace in Nevsky Avenue, as well as the title of a count were given to the husband of Nataly, the eldest of Sofia Stroganov’s (the widow of Pavel) four daughters. That was Sophia who became the lifelong disponent of all Stroganov property.

Countess Sophia Stroganov, nee princess Golitsyn (1775-1845) was a smart and educated lady with brilliant managing and economic skills. She founded the School of Agricultural, Mining and Wood Studies in Saint-Petersburg (1823-1844), ratified the Regulations of retirement benefits for public servants and craftsmen etc. Sophia was the member of Free Economic Society for the Encouragement of Agriculture and Husbandry and was awarded with a gold medal for her work. Her bust was established in the assembly hall of the Society in 1837. Nowadays this bust is on display in Small Study of Sergey Stroganov in the palace.

One more eminent exponent of the dynasty was baron Sergey Stroganov (1794-1882), who got this title having married Nataly, the elder daughter of Pavel Stroganov. Count Sergey, the second owner of the indivisible estate, is famous for putting up with his own money the School of Design in Moscow (nowadays Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Arts). He was a well-known collector of archaeological items, numismatics and icons. While being the chairman of “Russian History and Ancientry Society”, Stroganov did a lot for publishing its tractates. He also continued to extend the famous art gallery of the family. His sons Pavel (1823-1911) and Grigoriy (1829-1910) also were famous collectors.

The last owner of the indivisible estate was count Sergey Stroganov (1852-1923), who was mostly interested in hunting, horses and yachts. For family reasons, he rarely visited the palace and preferred the estate of in Pskov district to it.

The Russian Museum recommends
Collection highlights
Collection highlights

The collection of masterpieces, chosen by the Russian Museum will allow you to make a first impression of the collection of the Russian Museum.

Start

Virtual tours
Virtual tours

Russian Museum - one of the world's largest museums and is perhaps the only country where such a full treasure of national culture are presented.
Virtual tour of the museum complex. 2009 (Rus., Eng., Ger., Fin.)

Details

Online Shop
Online Shop

In the online shop of the Russian Museum presented a huge range of souvenirs, illustrated editions and multimedia disks.

Go to store

Mobile Apps
Mobile Apps

Google PlayApp Store

Details

ENG
Филиалы:
Василий Кандинский и Россия
Корпус Бенуа

Василий Кандинский и Россия

22 сентября—4 декабря 2016

Творчество Василия Васильевича Кандинского (1866–1944) – всемирно известного русского живописца - впервые представлено в аспекте национальных истоков его ранни...

Заказать билеты

Паоло Трубецкой. К 150-летию со дня рождения
Михайловский замок

Паоло Трубецкой. К 150-летию со дня рождения

24 ноября 2016—31 января 2017

Русскому музею принадлежит самая крупная в России коллекция произведений выдающегося скульптора Павла (Паоло) Петровича Трубецкого (1866–1...

Заказать билеты

Георг Христоф Гроот и Елизаветинское время
Михайловский замок

Георг Христоф Гроот и Елизаветинское время

2 декабря 2016—31 марта 2017

Время Елизаветы Петровны – период в истории русского искусства, до сих пор получающий противоречивые оценки. Однако именно эта эпоха связана с блестящим...

Заказать билеты

Четвертая музейная фотобиеннале современной фотографии
Мраморный дворец

Четвертая музейная фотобиеннале современной фотографии

8 декабря 2016—1 февраля 2017

Регулярное проведение «Музейной Фотобиеннале современной фотографии» дает возможность знакомить зрителя с творчеством профессиональных масте...

Заказать билеты

Часы работы музея
Строгановский дворец

На информационной стойке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.

Понедельник 10:00—18:00
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 13:00—21:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00
Воскресенье 10:00—18:00

Кассы закрываются на полчаса раньше

Как добраться

загрузка карты...

Санкт-Петербург, Невский пр., 17

Метро: «Невский проспект»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22

История

Формирование будущего Строгановского дворца началось, предположительно, в 1720-е гг., когда у Зеленого моста через реку Мойку были построены одноэтажные палаты, принадлежавшие одному из Строгановых, возможно, всей семье. В 1742 г. барон С. Г. Строганов купил здесь же недостроенный двухэтажный дом. Впоследствии все здания были объединены в одно целое архитектором Ф. Б. Растрелли, создавшем в 1753 — 1754 гг. дворец. Династия продолжала владеть им вплоть до 1918 г.

В Строгановском дворце происходило немало событий, связанных с российской историей. Здесь, в Большом зале, 1760-е гг. собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки. В декабре 1766 г. в присутствии императрицы Екатерины II здесь же проходили выборы депутатов Комиссии по составлению Нового Уложения.

В 1918 г. Строгановский дворец был национализирован и превращен в " Народный дом-музей (бывший Строганова)«, формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. В 1929 г. помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.

К концу 1930-х гг. Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности. 4 апреля 1988 г. Ленгорисполком принял решение № 248 «Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца». Проведенные в период 1989–2014 гг. Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили восстановить фасады и интерьеры здания.

В 1992 г. по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа С. А. Строганова (1852-1923), в США был учрежден Благотворительный Строгановский фонд. Его задачей является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России. Главной движущей силой фонда является ее бессменный директор и казначей Пьер Мерль.

Архитектура и интерьеры

Строгановский дворец был возведен в 1753-1754 гг. архитектором Франческо Бартоломео Растрелли на пересечении реки Мойки с Невским проспектом. Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом, относящимся к стилю барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца.

Дворец был построен «глаголем» (т. е. в плане здание имеет форму буквы «Г»). Вход в него первоначально осуществлялся из парадного двора. В конце XVIII — начале XIX вв. Андрей Воронихин устроил ныне существующий вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенном корпусе — восточном, предназначенном для размещения художественных собраний графа А. С. Строганова (1736-1811). В 1842 г. Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».

На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых, помимо Растрелли, Воронихина и Садовникова, были Иван Колодин, Карл Росси и другие петербургские мастера.

Ф. Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов — портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых, увенчанный баронской короной. Растреллиевская Зеркальная галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась. Но Большой зал, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.

Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в 1750-е гг. известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках. Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами. В центре композиции — богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева — добродетели.

С начала 1790-х гг. перестройкой дворца занимался «домашний» архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступил в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль. Воронихин внес классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды. В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создал на месте Зеркальной галереи 1750-х гг. Парадную столовую, или Угловой зал. Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию огромных, цельных зеркал, которые помещены в простенки между полуколоннами ионического ордера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-2000-х гг. воссоздать первоначальный замысел.

Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет — другой замечательный интерьер русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII в. Кабинет был выполнен А. Воронихиным, вероятно, в 1791-1792 гг. Первоначально он предназначался исключительно для экспонирования коллекции минералов, но затем их потеснили книги. Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX в. предположительно П. Гонзаго. В середине XIX в. зал был превращен в Бильярдную, ярусы были отделены друг от друга стеклянным куполом, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь. Впоследствии, в 1950-80-х гг., из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса.

В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН (Москва), в который в 1919 г. была передана коллекция минералов из дворца, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.

В восточном корпусе дворца находится знаменитая Картинная галерея — одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX вв. Галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части — центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси. Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии — небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.

Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Многочисленные картины преимущественно западноевропейских мастеров XVII в. занимали все плоскости стен, обрамленных золоченым багетом. В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена. Однако облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.

Вдоль стен стояли шесть диванов и четырнадцать кресел, обитых зеленым шелком. Этот мебельный гарнитур, исполненный одновременно с отделкой зала, долгое время находился в фондах Русского музея. К 2015 г. он был тщательно реставрирован, с воссозданием первоначальной обивки, и занял свое прежнее место. Здесь же находилась великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и видимые на картине А.С. Никитина 1832 г. трехметровые торшеры, сделанные в 1790-х гг. по модели скульптора Ж.-Ж. Фуку известным французским мастером Ф.Томиром.

Художественный критик и искусствовед Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1736-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. По воскресениям своего рода музей, созданный замечательным русским меценатом, был открыт едва ли не для всех любителей искусства Санкт-Петербурга.

Для Павла Александровича были отведены западный и южный корпуса, первоначально отделанные А. Воронихиным, а затем претерпевшие изменения на протяжении XIX в. Единственный подлинный пример творчества Воронихина начала XIX в. — Малая гостиная (интерьер имеет лишь незначительные позднейшие добавления. Большая гостиная почти не имеет элементов Воронихина. Она восстановлена реставраторами в соответствии с тем периодом, когда она была отделана — в конце 1850-х гг. Предположительно, это сделал архитектор М. А. Макаров для второго в истории рода графа А. С. Строганова (1818-1864), правнука знаменитого мецената, и его супруги графини Татьяны Дмитриевны, урожденной княгини Васильчиковой.

В те же годы и, возможно, при участии того же архитектора, в северном корпусе появились Большой и Малый кабинеты графа С. Г. Строганова, а также связанная с ними Арабесковая гостиная. Последний из упомянутых интерьеров, необычный для середины XIX в., до настоящего времени экспонирует копии фресок учеников Рафаэля для так называемых Лоджий Рафаэля.

Владельцы

Строгановский дворец на протяжении почти двух веков был жизненным центром так называемой петербургской ветви династии Строгановых, первым представителем которой был барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), построивший здание и воспитавший в своем сыне Александре стремление служить Отечеству и любовь к искусству.

Ставший графом, Александр Сергеевич Строганов (1736-1811), наиболее известный владелец дворца, представлял собой крупнейшего знатока искусства и был одним из наиболее выдающихся русских меценатов своего времени. Будучи президентом Академии художеств, главным директором Публичной библиотеки, он на протяжении десяти лет руководил комиссией по строительству Казанского собора. В своем доме Александр Сергеевич разместил богатейшие коллекции западноевропейской живописи и минералов, для чего были созданы специальные интерьеры, которые соответствовали новому подходу к экспозиции различных коллекций и произведений искусства в частных домах. Если раньше эти произведения рассматривались как элемент декорации, то теперь пришло понимание их самостоятельной ценности и необходимости соответствующего их размещения, удобного для изучения и обозрения. Таковы, например, Минералогический кабинет, Картинная галерея, зал Гюбера Робера.

Самые выдающиеся художники и писатели своего времени находили в графе своего покровителя. В. К. Шебуев, Д. Г. Левицкий, С. С. Щукин часто пользовались его материальной поддержкой. Он же был истинным ценителем их трудов. Д. И. Фонвизин читал Строганову свои сочинения, Г. Р. Державин посвящал оды, И. Ф. Богданович, И. А. Крылов, Д. С. Бортнянский были своими людьми в доме графа. Н. И. Гнедич с помощью графа сделал перевод «Илиады» и посвятил ему свою идиллию «Рыбаки».

Граф Павел Александрович Строганов (1772-1817) сделал блестящую военную карьеру, был участником войн с Францией, Швецией и Турцией. В битве при Краоне (1814 г.) он потерял своего единственного сына Александра, погибшего в возрасте 19 лет. После смерти Павла Александровича, последовавшей вскоре за этим, в семье Строгановых наступил династический кризис из-за отсутствия прямого наследника по мужской линии. В связи с этим, учитывая заслуги рода Отечеством, император Александр I подписал особый Указ о нераздельном имении Строгановых, в которое входил и дворец на Невском проспекте. Согласно этому указу, графский титул и фамилия передавались мужу Натальи, старшей из четырех дочерей графини Софьи Владимировны (вдовы П. А. Строганова), которая осталась пожизненной распорядительницей всего строгановского имущества.

Графиня Софья Владимировна Строганова, урожденная княжна Голицына (1775-1845) была умной и образованной женщиной, обладающей замечательными административными и хозяйственными способностями. Она открыла в Петербурге Школу земледельческих, горных и лесных наук (1823-1844), утвердила Правила о пенсиях служащим и мастеровым и т.д. Софья Владимировна состояла в Вольном экономическом обществе и за свою деятельность была награждена золотой медалью. В 1837 г. в зале собраний Общества был установлен ее скульптурный бюст, который в настоящее время экспонируется во дворце (Малый кабинет графа С. Г. Строганова).

Еще одной выдающейся личностью строгановской династии был барон Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), получивший графский титул после женитьбы на старшей дочери Павла Александровича — Наталье. Граф Сергей (Сергий) Григорьевич, второй владелец нераздельного имения, известен тем, что основал на свои средства Школу рисования в Москве (ныне это — знаменитая «Строгановка»). Он был известным коллекционером предметов археологии, нумизматики, иконописи. Будучи председателем «Общества истории и древностей российских», много сделал для издания его научных трудов. Сергей Григорьевич продолжал также пополнять знаменитую Строгановскую картинную галерею. Известными коллекционерами были и его сыновья — Павел (1823-1911) и Григорий (1829-1910).

Последним владельцем нераздельного имения, и дворца, был граф С. А. Строганов (1852-1923), который преимущественно интересовался охотой, лошадьми и яхтами. По семейным обстоятельствам он редко посещал свой дворец, предпочитая ему имение Волышово в Псковской губернии.

Русский музей рекомендует
Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Подробнее

Интернет магазин
Интернет магазин

В интернет магазине Русского музея представлен огромный ассортимент сувенирной продукции, иллюстрированные издания и мультимедиа диски.

Перейти к магазину

Мобильные приложения
Мобильные приложения

Google PlayApp Store

Подробнее