ENG
Филиалы:

Время перемен. Искусство 1960-1985 в Советском союзе

При участии:
  • Фонд культуры «Екатерина» (Москва)
При поддержке:
  • Бритиш Американ Тобакко (Россия)
Волков Андрей. Крыши. Из цикла Утро. 1978. Холст, масло. 120 х 100
27 апреля 2006—30 октября 2006

Выставкой «Время перемен. Советское искусство 1960-1985» Русский музей впервые объединяет и масштабно представляет зрителю несколько пластов изобразительного искусства, существовавших в одно время, но определявших разные мировоззрения советских людей в период перед перестройкой. В состав экспозиции вошли типичные произведения 1960-1985 годов из собрания Русского музея, а также фондов, частных коллекций и художников.

Нынешняя выставка продолжает цикл проектов Русского музея, посвященных искусству крупных исторических эпох. 1960-1985 годы - время между так называемой оттепелью и началом перестройки. Завершился долгий период сталинского тоталитаризма, и началась эпоха постепенной либерализации всех форм советской жизни. Этот процесс проходил непросто. Идеологию, воспитываемую десятилетиями, трудно было изменить сразу. Мучительный выход советского общества из оков закрытости от мира был заметен в разных видах творческой деятельности. В изобразительном искусстве его драматизм проявился в противоборстве нескольких сил. Первую определяли те, кто, слегка поменяв форму, по существу следовали заветам социалистического реализма. В другую группу можно отнести тех, кто соответствовал настроениям «оттепели», тогдашнему пониманию сюжетного и изобразительного новаторства. Нередко эти два лагеря экспонировали свои произведения на одних и тех же огромных и помпезных выставках под названиями, подобными таким как «Страна родная», «Наш современник» и другие. Официальные власти относились к мастерам этого круга по-разному. Кто-то был ими обласкан; других - поругивали; третьих - ругали в прессе, отражавшей, как и всегда, чью-то волю.

Существовала в эти более чем два десятилетия и третья сила - художники, официально не признаваемые. Как правило, они не писали на темы советской действительности. Их творческие устремления были связаны с поисками художественных приемов, соответствовавших середине XX века. Они пытались осовременить язык живописи, графики, скульптуры, приблизив его к мировым достижениям своего времени. Для Советского Союза, где с конца 1920-х годов искусство находилось в жестких рамках социалистического реализма, этот прыжок в стилистическую и тематическую свободу был равен своего рода предательству. И художники, выбиравшие этот путь, платили за свою дерзость. Их произведения не допускались на выставки. Самостоятельные художественные акции, которыми они стремились заявить о себе, не просто блокировались, они преследовались. Так случилось, к примеру, с импровизированной экспозицией, организованной в Москве, на пустыре рядом с метро «Беляево», где бульдозерами давили произведения искусства. Чтобы показывать свои работы публике, художники Москвы и Ленинграда устраивали экспозиции во Дворцах культуры, но главное - в квартирах. Они были недолгими и всегда контролировались КГБ. Иногда партийные лидеры удостаивали вниманием деятелей неофициального искусства. Но завершалось это, как правило, тем, что все средства массовых коммуникаций клеймили их за формализм, отщепенчество и преклонение перед Западом. И все же, несмотря на неприятие официальными властями, критикой и прессой, не только в эпоху Никиты Хрущева, но и Леонида Брежнева, на выставки, организуемые «изгоями», стояли очереди, как на выступления Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского.

Художники, не допускавшиеся на официальные выставки, становились в глазах общественности героями своеобразного подполья. Не случайно их творчество получило название нонконформизм или советский андеграунд. Их произведения были созвучны песням Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича. К этому же слою художников относились и некоторые из тех, кто зарабатывал на жизнь в издательствах или других организациях, формально состоял в Союзе художников, но духовно и творчески был близок андеграунду.

Открывшаяся выставка подготовлена Русским музеем совместно с Фондом культуры «Екатерина» (Москва). Мы приносим нашу искреннюю благодарность художникам и коллекционерам, предоставившим произведения для экспонирования. Особая наша признательность Михаилу Краснову и всем тем организациям, кто способствовал реализации этого проекта. К выставке издан каталог на русском и английском языках.

Выставка подготовлена при поддержке компанией Бритиш Американ Тобакко (Россия) и при участии Фонда культуры «Екатерина» (Москва).


Окороков Борис. Ракетчик. 1968. Холст, масло. 145 х 122 Волков Андрей. Проходная. Из цикла Утро. 1978. Холст, масло. 120 х 100 Филатчев Олег. Современники. Левая часть триптиха. 1982. Холст на оргалите, темпера. 100 х 80 Шилов Александр. Гагарин - сын Родины. 1980. Картон, пастель. 60 х 50

Выставки
Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения

Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения

20 декабря 2024—13 мая 2025

Ретроспективная юбилейная выставка объединит около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и другие).

Заказать билеты

Давид Ефимович Загоскин (1900–1942)

Давид Ефимович Загоскин (1900–1942)

7 августа—14 октября 2024

Давид Загоскин прожил не слишком много лет, но оставил после себя богатое живописное и графическое наследие. На выставке представлены некоторые из сохраненных во время войны рисунков и акварелей художника. Большая их часть относится к концу 1920-х – началу 1930-х годов, когда живописец входил в «Круг художников».

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее