На протяжении сотен и тысяч лет истории человечества его естественными спутниками были войны. Через них создавались и разрушались державы, исчезали, смешивались и рождались народы. Профессия военного по своему значению и социальному рангу возвышалась над остальными, а воинские звания, как и знаки воинского отличия, были непременным атрибутом носителей высшей государственной власти. Война хотя и не считалась благом, но все же представлялась естественной частью исторического бытия – ристалища, на котором страны и народы сражались за лучшее место под солнцем. Полководцам и героям ставили памятники, а некоторых даже причисляли к лику святых. В России, как и повсюду в Европе, основным заказчиком батальных, исторических и жанровых полотен, предметов скульптуры и декоративно-прикладного искусства, связанных с военными событиями, было государство: вначале в лице императора и его Двора, а в советское время – Министерства культуры, Союза художников и Художественного фонда. В годы советской власти дореволюционные произведения, связанные с военной тематикой, но не имевшие, как тогда считалось, исключительной эстетической значимости, стали концентрироваться в специализированных исторических музеях. В сугубо художественных собраниях русский батальный жанр на постоянных экспозициях стал представлять В.В.Верещагин. Что касается других крупных мастеров академического и реалистического направления (Г.Г.Гагарин, П.Н.Грузинский, Н.Д.Дмитриев-Оренбургский, А.Д.Кившенко, А.Е.Коцебу, Н.Н.Каразин и др.), то образцы их творчества на военную тематику хранились большей частью в музейных запасниках. Подобная ситуация сложилась и в Русском музее, коллекция которого в послереволюционное время продолжала пополняться полотнами батального и военно-исторического характера, написанными уже советскими мастерами, если эти работы отвечали самым высоким художественным критериям (М.И.Авилов, Г.М.Коржев, Е.Е.Моисеенко, В.А.Серов, П.П.Соколов-Скаля и др.).
Масштабная выставка «Картины военной жизни», на которой в основном будут представлены живописные полотна, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVI-XX вв., обычно находящиеся в фондах, продолжает давнюю традицию Русского музея, направленную на знакомство посетителей с сокровищами его обширных коллекций.
Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения
20 декабря 2024—13 мая 2025
Ретроспективная юбилейная выставка объединит около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и другие).
Давид Ефимович Загоскин (1900–1942)
7 августа—14 октября 2024
Давид Загоскин прожил не слишком много лет, но оставил после себя богатое живописное и графическое наследие. На выставке представлены некоторые из сохраненных во время войны рисунков и акварелей художника. Большая их часть относится к концу 1920-х – началу 1930-х годов, когда живописец входил в «Круг художников».
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея