На протяжении сотен и тысяч лет истории человечества его естественными спутниками были войны. Через них создавались и разрушались державы, исчезали, смешивались и рождались народы. Профессия военного по своему значению и социальному рангу возвышалась над остальными, а воинские звания, как и знаки воинского отличия, были непременным атрибутом носителей высшей государственной власти. Война хотя и не считалась благом, но все же представлялась естественной частью исторического бытия – ристалища, на котором страны и народы сражались за лучшее место под солнцем. Полководцам и героям ставили памятники, а некоторых даже причисляли к лику святых. В России, как и повсюду в Европе, основным заказчиком батальных, исторических и жанровых полотен, предметов скульптуры и декоративно-прикладного искусства, связанных с военными событиями, было государство: вначале в лице императора и его Двора, а в советское время – Министерства культуры, Союза художников и Художественного фонда. В годы советской власти дореволюционные произведения, связанные с военной тематикой, но не имевшие, как тогда считалось, исключительной эстетической значимости, стали концентрироваться в специализированных исторических музеях. В сугубо художественных собраниях русский батальный жанр на постоянных экспозициях стал представлять В.В.Верещагин. Что касается других крупных мастеров академического и реалистического направления (Г.Г.Гагарин, П.Н.Грузинский, Н.Д.Дмитриев-Оренбургский, А.Д.Кившенко, А.Е.Коцебу, Н.Н.Каразин и др.), то образцы их творчества на военную тематику хранились большей частью в музейных запасниках. Подобная ситуация сложилась и в Русском музее, коллекция которого в послереволюционное время продолжала пополняться полотнами батального и военно-исторического характера, написанными уже советскими мастерами, если эти работы отвечали самым высоким художественным критериям (М.И.Авилов, Г.М.Коржев, Е.Е.Моисеенко, В.А.Серов, П.П.Соколов-Скаля и др.).
Масштабная выставка «Картины военной жизни», на которой в основном будут представлены живописные полотна, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVI-XX вв., обычно находящиеся в фондах, продолжает давнюю традицию Русского музея, направленную на знакомство посетителей с сокровищами его обширных коллекций.
21 июля—4 сентября 2023
Выставка знакомит с лучшими образцами небольшой, но интересной и разнообразной коллекции работ отечественных художников XIX–XX веков, посвященных Африке, из собрания Русского музея.
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России
29 июня—16 октября 2023
Неоклассицизм – ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма. На выставке зрители познакомятся с работами В.Серова, Л.Бакста, К.Сомова, Б.Кустодиева, З.Серебряковой, К.Петрова-Водкина и других.
Перейти https://vk.com/rusmuseum
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея