Кирилл Гущин — человек питерской культуры, художник, чей талант привлекает редкой гармонией и постоянством взглядов и пристрастий. В произведениях художника разных лет, в том числе и созданных в последние годы, отчетливо улавливается отзвук эстетики 1960-х-1970-х годов.
В 1960-е годы Гущин находит свой стиль и свой неповторимый образ в живописи. «Нерль» (1962), «Красная церковь» (1966), «Суздаль. Прудик» (1962), «Гороховец. Половодье» (1969-70), «На зеленых холмах» (1962), «Филимоновские игрушки» (1977), «Окно в Подоле» (1994), «Воспоминание о снеге и Суздале» (2002), «Полх-Майдан» (2006)… Практически, все работы, представленные на выставке — натюрморты, пейзажи, портреты и жанровые композиции — дают пример слияния различных жанров. Их границы точно не определены, а правда и вымысел в картинах Гущина неотделимы друг от друга. Подавляющее большинство произведений создавались в мастерской: после долгих раздумий мотив и сюжет обретали художественную форму. Суммарный образ рождался в сознании, но именно натурные зарисовки, многочисленные акварели, в которых художник «запоминал» уходящее состояние, давали толчок фантазии.
Единым циклом воспринимается группа работ, написанных и задуманных в деревне Дворищи Псковской губернии. Начиная с конца 1970-х, Дворищи стали для Гущина и спасительным островом, и «землей обетованной». Длительное отсутствие произведений художника на выставках — не допускал выставком — не помешало творческой активности художника, а красота природы Псковщины успокоила и примирила с житейскими неурядицами. В числе лучших полотен псковской сюиты — «Июнь в Дворищах» (1979), «Светлый день в Дворищах» (1980), «Утро. Сухое дерево» (1983-1985), «Апрель в Дворищах» (1985), «Цветы и ласточка» (1984), «Птицы осени» (1995), «Пора сенокоса» (2002). Мечта и поэтическое переживание, близкие тем, что запоминаются в поэзии А. Блока, легли в основу городских мотивов — «Утро на канале» (1977), «Дом А. Блока» (1978), «Натюрморт с сонниками» (1977) , «Весна на Ново-Адмиралтейском канале» (1988), «Мелодия на канале» (1993) , «Смерть черной собаки» (1994).
Музыкальность цветовой гаммы, выразительная ритмика очертаний, наделенные глубоким смыслом детали изображения соединяются в картинах Гущина, как точно заметил критик Л. Мочалов, в «магический кристалл». Время, события, люди, мысли и чувства — все это заново оживает в полотнах художника, открывая нам удивительный мир, в котором, несмотря ни на что, царит доброта и духовное благородство.
Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения
20 декабря 2024—13 мая 2025
Ретроспективная юбилейная выставка объединит около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и другие).
Давид Ефимович Загоскин (1900–1942)
7 августа—14 октября 2024
Давид Загоскин прожил не слишком много лет, но оставил после себя богатое живописное и графическое наследие. На выставке представлены некоторые из сохраненных во время войны рисунков и акварелей художника. Большая их часть относится к концу 1920-х – началу 1930-х годов, когда живописец входил в «Круг художников».
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея