Кирилл Гущин — человек питерской культуры, художник, чей талант привлекает редкой гармонией и постоянством взглядов и пристрастий. В произведениях художника разных лет, в том числе и созданных в последние годы, отчетливо улавливается отзвук эстетики 1960-х-1970-х годов.
В 1960-е годы Гущин находит свой стиль и свой неповторимый образ в живописи. «Нерль» (1962), «Красная церковь» (1966), «Суздаль. Прудик» (1962), «Гороховец. Половодье» (1969-70), «На зеленых холмах» (1962), «Филимоновские игрушки» (1977), «Окно в Подоле» (1994), «Воспоминание о снеге и Суздале» (2002), «Полх-Майдан» (2006)… Практически, все работы, представленные на выставке — натюрморты, пейзажи, портреты и жанровые композиции — дают пример слияния различных жанров. Их границы точно не определены, а правда и вымысел в картинах Гущина неотделимы друг от друга. Подавляющее большинство произведений создавались в мастерской: после долгих раздумий мотив и сюжет обретали художественную форму. Суммарный образ рождался в сознании, но именно натурные зарисовки, многочисленные акварели, в которых художник «запоминал» уходящее состояние, давали толчок фантазии.
Единым циклом воспринимается группа работ, написанных и задуманных в деревне Дворищи Псковской губернии. Начиная с конца 1970-х, Дворищи стали для Гущина и спасительным островом, и «землей обетованной». Длительное отсутствие произведений художника на выставках — не допускал выставком — не помешало творческой активности художника, а красота природы Псковщины успокоила и примирила с житейскими неурядицами. В числе лучших полотен псковской сюиты — «Июнь в Дворищах» (1979), «Светлый день в Дворищах» (1980), «Утро. Сухое дерево» (1983-1985), «Апрель в Дворищах» (1985), «Цветы и ласточка» (1984), «Птицы осени» (1995), «Пора сенокоса» (2002). Мечта и поэтическое переживание, близкие тем, что запоминаются в поэзии А. Блока, легли в основу городских мотивов — «Утро на канале» (1977), «Дом А. Блока» (1978), «Натюрморт с сонниками» (1977) , «Весна на Ново-Адмиралтейском канале» (1988), «Мелодия на канале» (1993) , «Смерть черной собаки» (1994).
Музыкальность цветовой гаммы, выразительная ритмика очертаний, наделенные глубоким смыслом детали изображения соединяются в картинах Гущина, как точно заметил критик Л. Мочалов, в «магический кристалл». Время, события, люди, мысли и чувства — все это заново оживает в полотнах художника, открывая нам удивительный мир, в котором, несмотря ни на что, царит доброта и духовное благородство.
21 июля—4 сентября 2023
Выставка знакомит с лучшими образцами небольшой, но интересной и разнообразной коллекции работ отечественных художников XIX–XX веков, посвященных Африке, из собрания Русского музея.
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России
29 июня—16 октября 2023
Неоклассицизм – ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма. На выставке зрители познакомятся с работами В.Серова, Л.Бакста, К.Сомова, Б.Кустодиева, З.Серебряковой, К.Петрова-Водкина и других.
Перейти https://vk.com/rusmuseum
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея