ENG
Филиалы:

Михаил Матвеевич Шварцман. Графика

Шварцман М.М. Молодожены. 1963. Бумага, акварель, графитный карандаш, тушь, белила. 40 х 28,5.
29 октября 2008—1 декабря 2008
Выставка из собрания семьи художника впервые представляет графическое наследие Михаила Шварцмана как органичную, неповторимую, отмеченную особенной виртуозной «сделанностью» ветвь его творчества.

Михаил Шварцман - художник-монументалист, мистик и философ, педагог, основатель знаменитой московской школы графического дизайна. Он принадлежит к мастерам ХХ века, чье творчество оказалось вехой на пути к новому языку искусства. Творчество художника обращено к сложным философско-религиозным аспектам бытия. Его стиль и пластический язык сложились в конце 1950-х – 1960-е годы. Свои произведения он стал называть «иературами», а свою концепцию – «иератизмом», производя этот термин от древнегреческого hieros – «священный», «знаковый».

Вслед за художниками авангарда 1920-х годов Шварцман развивает мистически-религиозную традицию русского искусства, соединяет в своих работах приемы кубизма, сюрреализма и архаически-культовой семантики. Соединение фигуративности и абстракции соответствует его внутреннему видению и пониманию мира.

В 1960-е годы в основе композиций художника были антропоморфные «Лики», условно-лаконичные, "помнящие" о византийской иконе - портреты мистических «вестников».

В начале 1970-х появились отвлеченные «Иературы». В основе "Иератур" лежат преимущественно геометрические формы. Работы художника, герметически замкнутые по композиции, напоминают древние тотемы или магические алтари, порой они снабжены таинственными письменами. Художник относился с максималистской требовательностью к их ремесленному качеству. Его иературы подчеркнуто рукотворны.

Шварцман выявлял некие археологические "первоформы", которые лежали в основе его представления о гармоничном мировом устройстве. Беспредметные структуры произведений, внутри которых происходит своя, потаенная жизнь форм, раскрывают, по Шварцману, метаморфозы жизни Вселенной.


Выставки
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России

Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России

29 июня—11 сентября 2023

Неоклассицизм – ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма. На выставке зрители познакомятся с работами В.Серова, Л.Бакста, К.Сомова, Б.Кустодиева, З.Серебряковой, К.Петрова-Водкина и других.

Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея

Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея

8 июня—11 сентября 2023

Выставка "Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея" проводится в зале №80 второго этажа Корпуса Бенуа.
Александр Аркадьевич Лабас (1900 – 1983) – в 1920-е один из организаторов Общества станковистов (ОСТ), характерной чертой которого было воспевание достижений советского строя с использованием приемов современного европейского экспрессионизма.  

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее