На персональной выставке Наталии Савиновой представлены как произведения из собрания Государственного Русского музея, уже ставшие классикой российской керамики, так и работы последних лет из коллекции самой художницы, ранее не выставлявшиеся. Работы Наталии Савиновой, одной из ведущих художников петербургской керамической школы 1970-х годов, тяготеют к камерности и гармоничной лирике, отражая взаимоотношения автора с окружающим миром. Выставка продолжает цикл экспозиций, посвящённых современному отечественному искусству.
С 1967 года, будучи студенткой 3 курса кафедры керамики художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной, Наталия Савинова принимает участие в большинстве ленинградских и союзных выставках, экспонируется в Италии, Франции, Германии, Венгрии, Чили, Польше. С 1973 года Савинова является членом Союза художников СССР - России, награждена дипломом, а в 2000 году - серебряной медалью Российской Академии художеств. Постоянно экспериментируя с материалом, Наталия Савинова часто одновременно использует различные глазури, эмали, соли и люстры, придающие изображению особую игру красок - от густых тяжёлых тонов до почти прозрачных воздушных. Сочетание часто нарочитой грубости керамики, имитирующей подчас фактуру древесины или камня, и изящности росписи, несущей в себе как живописное, так и графическое начало, сообщает работам художницы неповторимость и своеобразие, а использование искусственной подсветки, выхватывающей отдельные элементы произведения, привносит камерность и интимность. В работах последнего времени в сочетании с подсветкой получили распространение зеркала или полированный металл, создающие ирреальную двойственность отражения, потусторонний мир Зазеркалья.
Сюжеты произведений Наталии Савиновой также многолики. Так, в основном, для ранних работ (сервиз «Гроза», 1975; композиция «Хорошее лето в Казантипе», 1982-1983) присуще обращение к воспоминаниям, связанным с семьей, путешествиями, близкими людьми. Как говорит художница: «Хочется замкнуться в небольшом пространстве сцены, которая увидена и почувствована давно, ещё в детстве». Другой, не менее важной темой, появляющейся в более поздних произведениях, является образ ангела (композиция «Белые ночи», 1989-1991). Грустные и веселые, счастливые и меланхоличные златовласые ангелы Савиновой не походят на канонический образ бесстрастного воина света. Они «очеловечены», переживая и, одновременно сопереживая со зрителем. Наконец, ещё одним важнейшим символом в творчестве Наталии Савиновой последних лет являются часы (композиция «Рождество», 1999; ваза «Отдых», 2000). К образу часов художники обращались и ранее, но именно ей удаётся создавать произведения, в которых часы служат элементом, подчёркивающим сиюминутность происходящего и одновременно призывающим ценить хрупкие мимолётные мгновенья. Сама автор отмечает, что красная пульсирующая секундная стрелка в её работах даёт зрителям ощущение биения пульса.
Произведения художницы находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственного Музея керамики «Кусково», Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и других, а также в частных собраниях Италии, Франции, Германии, США, Дании и Польши.
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России
29 июня—11 сентября 2023
Неоклассицизм – ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма. На выставке зрители познакомятся с работами В.Серова, Л.Бакста, К.Сомова, Б.Кустодиева, З.Серебряковой, К.Петрова-Водкина и других.
Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея
8 июня—11 сентября 2023
Выставка "Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея" проводится в зале №80 второго этажа Корпуса Бенуа.
Александр Аркадьевич Лабас (1900 – 1983) – в 1920-е один из организаторов Общества станковистов (ОСТ), характерной чертой которого было воспевание достижений советского строя с использованием приемов современного европейского экспрессионизма.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея