Выставка «Николай Загреков. Возвращение в Россию» представляет творчество немецкого художника русского происхождения, драматическая судьба которого тесно переплелась с историей России и Германии XX века. В состав экспозиции вошло более восьмидесяти произведений, в числе которых живопись, графика и плакат.
Уроженец Саратова, Николай Загреков в 1914 году, будучи школьником, поступил в Боголюбовское рисовальное училище в своем родном городе. Став лучшим учеником саратовского живописца Ф.М.Корнеева, в 1918 году он сдал экзамен на получение звания учителя рисования, и в этом же году записался в класс А.И.Савинова, преподававшего в саратовских Свободных художественных мастерских. Одновременно с учебой в мастерских Загреков поступил во ВХУТЕМАС и, став учеником П.П.Кончаловского и И.И.Машкова, посвятил себя изучению живописи. В конце 1921 года Николай Загреков уехал в Германию и в 1922 году поступил в Профессиональное училище искусства и ремесла Западного Берлина в класс Гарольда Бенгена.
Развитие Николая Загрекова как художника отражает тенденции искусства 1920-х годов. Он начал с кубистических композиций, в которых изображал цветы, фрукты и пейзажи, писал портреты и обнаженную натуру. К середине 1920-х годов художник одновременно работает в разных манерах - сохраняя пленэрные традиции в пейзаже, резкие, отрывистые мазки его свидетельствуют о проявлении экспрессионизма. Очевиден также интерес Загрекова к искусству немецкого живописца и графика Л.Коринта с его широкой, энергичной манерой письма. Близким художнику оказалось и направление так называемая «новая вещественность».
В конце 1920-х - начале 1930-х к художнику пришло первое признание. Успехом пользовались его портреты, излюбленными моделями которых были спортсменки, художницы, горожанки. Уверенные в себе, несколько резкие, энергичные, порывистые, героини Николая Загрекова символизировали собою дух времени, «Штурм и натиск» молодого века. Став штатным преподавателем Профессионального училища искусства и ремесла, Николай Загреков подтвердил прекрасное профессиональное образование, полученное в России, позволившее интегрироваться в многообразный мир искусства Германии.
С приходом к власти нацистов Николай Загреков лишился должности преподавателя в училище. Политические условия в Германии и в советской России в конце 1930-х годов привели к тому, что художник потерял все связи с родиной. Его родной брат был арестован НКВД в 1936 году, после чего художник прекратил переписку с родными, оставшимися на родине, опасаясь за их жизнь. В течение многих лет близкие художника считали его погибшим. В 1945 -1948 годах в доме Николая Загрекова размещалась советская комендатура, а самому художнику доверили исполнение 12 портретов советских маршалов, в том числе Г.К.Жукова, К.К. Рокоссовского, а также портреты И.В.Сталина и В.М.Молотова. Он выступал в роли переводчика при общении советских офицеров с представителями городских организаций.
Новый расцвет деятельности Николая Загрекова начался в послевоенные годы. В качестве архитектора он восстанавливал здания разрушенного Берлина, проектировал жилой квартал в городе. Изменился строй живописи художника. В противовес довоенному напору и энергии Николай Загреков обратился к «тихому искусству». Пейзажи и натюрморты с непременно цветущими растениями, вазами, наполненными яркими крупными георгинами или жизнерадостными подсолнухами, стали предметом художественного вдохновения мастера.
Художник работал до последних дней. Его поздние произведения - пейзажи, портреты - отмечены тонкостью живописных решений и лирическим чувством. В 1960-е годы Николай Загреков становится главным архитектором целого квартала в Берлине. Под его руководством было возведено около тридцати домов. Творчество Загрекова получило широкое признание. Художник был участником выставок Прусской Академии художеств и Союза берлинских художников, экспонировал свои произведения в Берлине, Париже, Мюнхене, Дюссельдорфе, Штутгарте, Гамбурге, Вене, Парме. Был знаком с крупными политиками Германии, в том числе Вилли Брандтом и Вальтером Шеелем, писал их портреты. Профессор, обладатель звания VIP за вклад в искусство Германии (1973), академик Итальянской Академии искусств (1979), он был награжден высшей наградой ФРГ - почетным крестом за заслуги перед страной в области искусства (1979), а также золотой Евро-медалью за вклад в области искусства и охраны культуры (1980). Был лауреатом премии «Золотая пальмовая ветвь Европы» (1986).
Николай Загреков умер в Берлине в возрасте 95 лет. Он так и не побывал в России, о которой часто вспоминал в последние годы. После смерти художника было создано Общество друзей Загрекова, а в его доме создан музей.
Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения
20 декабря 2024—13 мая 2025
Ретроспективная юбилейная выставка объединит около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и другие).
Давид Ефимович Загоскин (1900–1942)
7 августа—14 октября 2024
Давид Загоскин прожил не слишком много лет, но оставил после себя богатое живописное и графическое наследие. На выставке представлены некоторые из сохраненных во время войны рисунков и акварелей художника. Большая их часть относится к концу 1920-х – началу 1930-х годов, когда живописец входил в «Круг художников».
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея