28 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Путь к Победе», посвященная 60-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, на которой представлено более 200 произведений живописи, графики, скульптуры из собраний Русского музея, созданные в период с 1941 по 1945 год. Литографии Валентина Курдова и Алексея Пахомова, гравюры Соломона Юдовина и Павла Шиллинговского, рисунки Ивана Астапова, Николая Дормидонтова, Георгия Фитингофа, скульптуры Веры Исаевой, Всеволода Лишева, живопись Ярослава Николаева, Александра Дейнеки, Петра Кончаловского, Юрия Пименова и других художников — участников войны.
Изобразительная летопись войны не приукрашивала человеческую трагедию, но, прежде всего, в лучших своих страницах отражала то достоинство, с которым люди встречали беду и старались с ней справиться. Именно в искусстве в самые страшные минуты художники находили духовную, нравственную опору. В 1943 году Георгий Верейский признавался: «Искусство — это моя религия. Оно выпрямляет меня, оно укрепляет меня, оно возносит меня и помогает отворачиваться от того дурного, что есть во мне, помогает идти к лучшему».
Логика войны четко отражена в построении экспозиции: выставка открывается произведениями художников — сотрудников Русского музея и Эрмитажа в годы войны, продолжается образами сгоревшей деревни, гибнущей земли. Кульминация выставки сформирована тремя сюжетами: бои в воздухе и на земле, жизнь ледяного блокадного Ленинграда, портреты войны, фронтовые и тыловые. Последний зал посвящен окончанию Великой Отечественной войны, в нем собраны наиболее светлые работы этого периода, раскрывающие глубокую веру людей в Победу.
Широко представлены на выставке также портреты военного времени, в том числе знаменитый портрет летчика А. Юмашева, выполненный в 1941 году Петром Кончаловским. В искусстве военных лет, как и в истории, есть «парадная» версия, востребованная политическим моментом и законами пропаганды — гремящая фанфарами и победными трубами. Но есть и другая, стремившаяся не пропустить, не забыть главное: как в нечеловеческих условиях люди спасали Жизнь и побеждали. Именно она стала лейтмотивом выставки в Русском музее. Включенные в экспозицию произведения подтверждают: художник не переставал быть художником на войне.
К выставке издан каталог.
Выставка организована при поддержке ОАО «Северсталь»
Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения
1 декабря 2023—13 мая 2024
Грандиозная выставка произведений В.И.Сурикова (1848–1916) приурочена к 175-летию со дня рождения прославленного живописца.
В состав выставки включены свыше 120 живописных и графических произведений В.И.Сурикова из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в том числе знаменитые исторические картины «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова» (Третьяковская Галерея), «Меншиков в Березове» (Третьяковская Галерея), портреты, картины на религиозные сюжеты, акварели, прекрасные образцы книжной иллюстрации.
Борис Ермолаев. К 120-летию со дня рождения
16 октября 2023—9 января 2024
Для выставки, посвященной 120-летию со дня рождения художника, отобраны работы 1930-х годов, в которых Ермолаев увековечил улицы Володарского (ныне Невского) района, быт и отдых ленинградских жителей того времени на задворках большого города.
Перейти https://vk.com/rusmuseum
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея