ENG
Филиалы:

Неизвестный художник. Живопись и скульптура XVII - XIX веков из собрания Русского музея

При поддержке:
  • ОАО «ЛУКОЙЛ»
  • Группы Магнезит
Неизвестный русский художник последней четверти XVII века. Школа Оружейной палаты. Портрет Андрея Бесящего – А.М. Апраксина. Не ранее октября 1696 - не позднее 30 августа 1698. Холст, масло. 93х88
22 августа 2012—12 ноября 2012

В коллекции живописи Русского музея, насчитывающей не менее пятнадцати тысяч произведений, доля картин, в результате перипетий исторического бытования утративших имя автора, весьма внушительна – более восьмисот. Разумеется, безымянной при поступлении в коллекцию была гораздо более многочисленная группа произведений. В результате детального изучения каждого объекта нередко возвращается авторство многим и многим картинам, рисункам, скульптурам. Этот трудный процесс научной атрибуции подчас требует многолетних усилий и не всегда увенчивается полным успехом.  Атрибуционная практика заставляет смириться с тем, что значительная группа произведений в любом музейном собрании навсегда останется безымянной.

На выставке будет представлено более двухсот полотен и ряд скульптур, которые до сегодняшнего дня остаются анонимными. Большинство этих произведений относится к XVIII – первой половине XIX века. Этот факт имеет свое обоснование. Чем дальше время создания полотна отстоит от даты его поступления в музейный фонд, тем, как правило, большее количество владельцев – собственников и посредников-антикваров – стоит между ним и сегодняшним зрителем, и тем более вероятно, что документы и свидетельства о его авторстве окажутся скрытыми и затерявшимися в анналах истории.

Экспозиция будет построена по тематическому принципу: «Парсуна и портрет петровского времени», «Императорские портреты», «Мундирные портреты», «Детский портрет», «Купеческий портрет», «Портреты духовных лиц», «Портреты и автопортреты художников», «Жанровые полотна, интерьеры, натюрморты», «Историческая живопись», «Аллегорические полотна» «Городской пейзаж»… Выставочный показ – один из эффективных способов доказать знатокам и любителям искусства, что не только (и не столько) произведение, принадлежащее кисти или резцу знаменитого мастера, обладает значительной  эстетической и художественной ценностью. Не менее важны для истории искусства и привлекательны для зрителей произведения высокого художественного достоинства, авторство которых до сих пор не удалось определить. Наличие подобных работ – не только неизбежная, но и важная закономерность существования крупных и престижных музейных собраний.  Русский музей и в этом отношении уникален. Раздел «неизвестные художники» в его коллекции отличается количественным,  качественным,  и тематическим  разнообразием.

Представленный на выставке материал, практически никогда не экспонировавшийся, способен провоцировать новые впечатления, расширить представления об этапах развития национальной культуры. Само длительное пребывание произведения живописи на выставке привлекает к нему внимание знатоков и специалистов, и очевидно стимулирует появление новых исследовательских и атрибуционных идей, что особенно важно, когда речь идет о полотнах, имя авторов которых затерялось в веках.

Неизвестный художник первой половины XVIII века. Адольский (?) Иван Григорьевич. Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком. Вторая четверть XVIII века. Холст, масло.56х47 Неизвестный художник первой четверти XIX века. Портрет неизвестного с письмом в руке. Вторая половина 1810-х - первая половина 1820-х. Холст, масло. 60х50,2 Неизвестный художник середины XIX века. Портрет святителя Игнатия (Брянчанинова). Между 1834 и 1851. Холст, масло. 124х97 Неизвестный художник второй четверти XIX века. Портрет купца Ф.Г. Громова. Вторая четверть XIX века. Холст, масло. 204х151,5 Неизвестный художник последней четверти XVIII века. Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме. 1796(?). 1799(?). Холст, масло. 60х47,5 Неизвестный художник первой четверти XIX века. Портрет молодого художника.1810-е. Холст, масло.88х71 Неизвестный художник середины XIX века Бруни(?) Федор Антонович. Великая княгиня Александра Николаевна в образе Богоматери(?). После 1844. Дерево, масло. 43х34,5

Выставки
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России

Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России

29 июня—11 сентября 2023

Неоклассицизм – ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма. На выставке зрители познакомятся с работами В.Серова, Л.Бакста, К.Сомова, Б.Кустодиева, З.Серебряковой, К.Петрова-Водкина и других.

Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея

Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея

8 июня—11 сентября 2023

Выставка "Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея" проводится в зале №80 второго этажа Корпуса Бенуа.
Александр Аркадьевич Лабас (1900 – 1983) – в 1920-е один из организаторов Общества станковистов (ОСТ), характерной чертой которого было воспевание достижений советского строя с использованием приемов современного европейского экспрессионизма.  

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее