Экспозиция работ В.Баранова-Россинэ в Русском музее - подлинное возвращение из долгой эмиграции одного из известнейших мастеров русского авангарда. Последняя выставка произведений художника в России состоялась в 1917 году в Петрограде. Данная экспозиция является самой крупной и полной по сравнению с состоявшимися до сих пор выставками произведений мастера в Париже и Лондоне. На ней представлено более 120 работ В.Баранова-Россинэ из собрания Русского музея и из частных коллекций России, Франции, Германии.
Вобравший в себя достижения двух культур - русской и французской - Владимир Давидович Баранов-Россинэ сотнями нитей связан с обеими странами. Он родился в 1888 году в Таврической губернии. Великолепное и вполне академическое профессиональное образование (учился в Одесском художественном училище в 1903-1908 годах, а в 1908-1909-м - в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге) не помешало В.Баранову-Россинэ сформироваться как живописцу авангардного направления. В 1910-х годах он участвовал в самых первых выступлениях художественной молодежи, искавшей новые пути в изобразительном искусстве.
В 1910 году В.Баранов-Россинэ уехал в Париж. На протяжении своего первого французского периода жизни художник эволюционировал от постимпрессионизма через фовизм и кубизм к орфизму. В 1912-1914 годах он был близок издававшемуся С. Ферра журналу «Soir de Paris», в редакции которого представители русской художественной колонии встречались с П.Пикассо и Г.Аполлинером. Выставленные В.Барановым-Россинэ в Париже под псевдонимом «Daniel Rossine» холст «Кузня» и полихромная скульптура «Симфония N 2"»вызвали восторженные отклики Г.Аполлинера и стали значительными вехами в эволюции искусства нового времени. В 1914 году В.Баранов-Россинэ сконструировал «оптофон» - оптофоническое (цвето-звуковое) пианино, навеянное идеями символистов и творчеством Н.Кульбина и А.Скрябина, включившего в 1910 году в партитуру «Прометея» «световую строку».
1915-1916 годы художник провел в Норвегии. В созданных там работах использован вновь открытый мастером пластический мотив «ленты Мебиуса», идеально воплотившей волновавшие автора идеи «динамической живописи» и «тотальной» музыкальности, преломившей черты орфизма и кубизма. Здесь же в Норвегии состоялось первое исполнение цвето-звуковых фантазий В.Баранова-Россинэ.
В 1917 году после Февральской революции В.Баранов-Россине вернулся в Россию. Он активно включился в процесс создания нового искусства. В 1917 году в Петрограде состоялась большая персональная выставка художника. В 1918 году вместе с Н.Альтманом, Б.Кустодиевым и К.Петровым-Водкиным В.Баранов-Россинэ впервые оформлял Петроград к годовщине Октября. По его эскизам было создано убранство Знаменской площади (площадь Восстания) перед Московским вокзалом. К этому времени В.Баранов-Россинэ являлся членом Петроградской коллегии отдела ИЗО Наркомпроса, где решались новые для культуры проблемы. Весной 1919 года В.Баранов-Россинэ последний раз участвовал в российской выставке - первой Государственной свободной выставке произведений искусства. После ее окончания шесть работ художника попали в Петроградский Музей художественной культуры, а когда он закрылся - в Русский музей.
В начале 1920-х годов В.Баранов-Россинэ работал в московском ВХУТЕМАСе заведующим Основным отделением живописного факультета. Под его началом разрабатывались программы работавших на отделении А.Родченко, Л.Поповой, А.Экстер, Н.Удальцовой, И.Клюна, А.Осмеркина. В станковой живописи в те годы художник создавал кубо-футуристические и беспредметные композиции. Сотрудничал в музыкальной секции Российской Академии художественных наук. Проблемы «динамической живописи» и ее слияния со звуковым искусством вновь так увлекли мастера, что на второй план отошли и педагогики, и занятия живописью. В результате было усовершенствовано оптофоническое пианино - управляемые с помощью фортепьянной клавиатуры линзовые проекторы с подвижными дисковыми слайдами, рисованными от руки. «Оптофонические концерты» 1923 года с оркестром Большого театра в помещениях театра В.Мейерхольда и Большого театра, с участием танцовщиков и оперных певцов, со вступительным словом В.Шкловского, и концерты 1924 года имели впечатляющий успех.
В феврале 1925 года Комитет по делам изобретений запатентовал «Хромотроп» художника – «проекционное устройство для воспроизведения изменяющихся световых и цветовых впечатлений». В том же году В.Баранов-Россинэ навсегда покинул Родину. Впереди художника ждали немногим более полутора десятка лет спокойной жизни и творчества. В 1944 году Владимир Давидович Баранов-Россинэ погиб в нацистском концлагере Освенцим.
Государственный Русский музей выражает глубокую признательность всем коллекционерам и, прежде всего, В.Царенкову, благодаря энтузиазму которого состоялась эта выставка.
28 декабря 2024—26 января 2025
Русский музей с удовольствием разделяет праздничную радость Рождества Христова со своими гостями! В экспозицию вошли иконописные памятники, живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство от XVIII до XX века.
Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения
21 декабря 2024—23 июня 2025
Ретроспективная юбилейная выставка объединит около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и другие).
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея