ENG
Филиалы:

Зинаида Серебрякова. Обнаженные

Серебрякова З.Е. Лежащая обнаженная Катя. 1923. Холст, масло. 68 х 122,5. Третьяковская галерея
11 октября 2007—26 ноября 2007
11 октября в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Зинаида Серебрякова. Обнаженные». На экспозиции около 40 произведений живописи и графики из собраний ГРМ, ГТГ, ГМЗ «Петергоф», Калужского ОХМ, галереи «Триумф» (Москва).

Зинаида Серебрякова — легенда национального искусства начала XX века. Наряду с портретами и крестьянскими жанрами, известность ей принесли холсты, изображающие обнаженное человеческое тело. Она следовала традиции общеевропейского искусства, которую составили скульптура античности, живопись Тициана, Дорджоне, Рубенса и других мастеров континента, славивших гармоничную красоту и одухотворенность тела лучшего из творений Бога. В 1911 году Серебрякова написала полотно «Купальщица» (ГРМ) — первое в ряду созданных ею изображений обнаженных. Оно в равной мере принадлежало реальности и воспоминаниям о «купальщицах», «нимфах источников», «сусаннах» классической живописи и было попыткой попробовать себя в подобном жанре. В картине нашел отражение свойственный неоклассицизму интерес к гармонично сложенному человеческому телу, со времен античности символизирующему гармонию и красоту мироздания, к передаче скульптурной объемности форм на плоскости холста. Холст «Купальщица» положил начало обширному ряду работ, которые прославят художницу. Среди них два одноименных полотна — «Баня» (1912 (не окончено) и 1913, оба — ГРМ). Как и у Венецианова, красота здоровых, крепких тел здесь воспринимается как отражение внутренней чистоты и цельности душ. Гармонично сложенные фигуры в естественных и непринужденных позах полны покоя и достоинства. Картину отличают совершенство пластического решения и красота композиции.

В 1915-16-м Серебрякова вместе со своим дядей А. Бенуа, а также Е. Лансере и М. Добужинским приняла участие в оформлении одного из залов Казанского вокзала в Москве. Художницей были созданы эскизы панно «Турция», «Индия», «Сиам» и «Япония» (ГРМ, ГТГ). Реализации проекта помешала революция. Летом 1916-го Серебрякова занималась другим нереализованным проектом: созданием росписи «Диана и Актеон», вероятно, для особняка М. К. Морозовой (эскизы — ГРМ и ЧОКГ, музей г. Истра, частные собрания Москвы и Петербурга. Работы Зинаиды Серебряковой, отмеченные мягкой пластичностью, целомудренные и строгие по вкусу, полные грациозной непринужденности, отражают светлый и гармоничный мир талантливой художницы.

Купальщица. 1911. Холст, масло. 98 х 89. Русский музей Купальщица. Этюд к одноименной картине (1911, ГРМ). 1911. 42,5 х 48,5. Музей-заповедник Петергоф Мальчики. Этюд. Первая четверть XX века. Бумага, графитный карандаш, сангина. 48 х 62. Музей-заповедник Петергоф Натурщица. Этюд. Первая четверть XX века. Бумага, сангина. 58,2 х 56. Музей-заповедник Петергоф Обнаженная девочка (Е. Б. Серебрякова). 1922. Бумага, пастель. 64,5 х 40. Музей-заповедник Петергоф Обнаженная с книгой. 1940. Холст, масло. 75 х 60. Калужский областной художественный музей Портрет мадемуазель Неведомской. 1935. Холст, масло. 60 х 74. Музей искусства авангарда, Москва Япония (Одалиска). 1916. Бумага на картоне, темпера, графитный карандаш. 50 х 50 (круг). Третьяковская галерея

Выставки
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России

Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России

29 июня—11 сентября 2023

Неоклассицизм – ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма. На выставке зрители познакомятся с работами В.Серова, Л.Бакста, К.Сомова, Б.Кустодиева, З.Серебряковой, К.Петрова-Водкина и других.

Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея

Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея

8 июня—11 сентября 2023

Выставка "Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея" проводится в зале №80 второго этажа Корпуса Бенуа.
Александр Аркадьевич Лабас (1900 – 1983) – в 1920-е один из организаторов Общества станковистов (ОСТ), характерной чертой которого было воспевание достижений советского строя с использованием приемов современного европейского экспрессионизма.  

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее