ENG
Филиалы:
Поп-Механика Сергея Курёхина
Мраморный дворец

Поп-Механика Сергея Курёхина

20 декабря 2024—27 января 2025

Выставка посвящена 70-летию Сергея Курёхина – музыканта, композитора, сценариста и актера, создателя легендарного коллектива «Поп-механика», ставшего одним из важнейш...

Русское Рождество
Корпус Бенуа

Русское Рождество

28 декабря 2024—26 января 2025

Русский музей с удовольствием разделяет праздничную радость Рождества Христова со своими гостями! В экспозицию вошли иконописные памятники, живопись, графика, скульптура и дек...

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...


/ / / «Девочка с куклой (Портрет Татули)». История одной картины
Часы работы музея
Корпус Бенуа

На информационной стойке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.



Часы работы выставок «Великий Карл» и «Виктор Васнецов»


Понедельник 10:00—19:00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 10:00—18:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00
Воскресенье 10:00—18:00

31 декабря и 1 января музей закрыт.

Как добраться

загрузка карты...

Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова, 2.

Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22

«Девочка с куклой (Портрет Татули)». История одной картины - События

4 июня 2016—4 июня 2016

2 июня в корпусе Бенуа открылась долгожданная выставка «Круг Петрова-Водкина». Одним из почетных гостей открытия стала Татьяна Львовна Пилецкая, внучка Кузьмы Сергеевича, одна из красивейших актрис советского кино. Актриса поделилась воспоминаниями о своем детском портрете кисти мастера.

Тата, Татуля – это Татьяна Львовна Пилецкая – одна из красивейших актрис советского кино, героиня фильмов «Пирогов», «Княжна Мери», «Разные судьбы», «Невеста», «Зеленая карета». Более сорока лет Татьяна Львовна играет на театральных сценах Санкт-Петербурга. В настоящее время – это театры «Балтийский дом» и «Приют комедиантов». 
В июле же 1930 года Татуле исполнилось всего только два года. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был крестным отцом будущей актрисы, написал её портрет и благословил её артистический талант. 

С родителями Таты – Людвигом Львовичем и Евгенией Давыдовной Урлауб – художник познакомился ещё в 1926 году в Шувалове. 
Петровы-Водкины и Урлаубы подружились на всю жизнь, продолжали встречаться в Ленинграде и в Детском Селе. 

В своих воспоминаниях Татьяна Львовна позже напишет: «Кузьма Сергеевич очень любил зимой устраивать елки для ребят, всем нам раздавал подарки из-под елки и радовался вместе с нами». 

Летние дачи Петровы-Водкины и Урлаубы снимали по соседству. В 1937 году они, а также семья ученика Кузьмы Сергеевича художника П.К.Голубятникова дружно поселились в поселке Сиверская. 

Здесь Петров-Водкин написал «Девочку с куклой (Портрет Татули)». Он создавался не на заказ, а по велению души. Художник задумал этот портрет после одного из концертов-сюрпризов, которые устраивали дети – Елена Водкина, Вера и Севир Голубятниковы и Тата Урлауб. Они читали стихи, пели, танцевали, представляли живые картины. Кузьма Сергеевич тогда же, отметив грациозность Таты, посоветовал Урлаубам отдать дочь в хореографическое училище, а на следующий день пригласил её позировать для портрета. 

Тата в белом кружевном платье с куклой, недавно подаренной ей отцом на день рождения, отправилась к Петровым-Водкиным. Веранда, на которой расположились художник и его модель, была очень веселая, солнце глядело сквозь цветные стеклышки. В одном углу – мольберт с холстом,а в другом – большой круглый стол с огромным букетом, который вскоре появится в натюрморте «Букет цветов и лампа». Сидеть без движения девочке было трудно, и Кузьма Сергеевич, прекрасно это понимая, разрешал немного шевелиться. Татьяна Львовна до сих пор помнит быстрый, внимательный взгляд пронзительных серых глаз художника. 

Петрову-Водкину позировал и Людвиг Львович Урлауб. Пилецкая вспоминает: «Кузьма Сергеевич показывал папе свои новые работы и однажды попросил его даже позировать к картине «Тревога»: открыл дверцу шкафа, надел на него свою жилетку и стал писать спину рабочего, глядящего в окно. Так что теперь, когда я смотрю картину «Тревога», вижу спину своего отца». 

Дочь художника Елена Кузьминична Дунаева в своих воспоминаниях Прикосновение к душе» отмечает также, что во время работы над картиной «Новоселье» для фигуры «хозяина квартиры» позировал Людвиг Львович Урлауб, а моделью для сидящей спиной учительницы была Евгения Давыдовна Урлауб. 

Татьяна Львовна Пилецкая приезжала в Хвалынск, на родину своего крестного отца, в 1993 году. Она принимала участие в научной конференции, посвященной 115-летию К.С.Петрова-Водкина. Вскоре воспоминания, прозвучавшие на конференции, были опубликованы в журнале «Нева». В 2000 году вышли отдельным изданием мемуары Пилецкой «Серебряные нити». 

Источник: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева


Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее