ENG
Филиалы:
Поп-Механика Сергея Курёхина
Мраморный дворец

Поп-Механика Сергея Курёхина

20 декабря 2024—27 января 2025

Выставка посвящена 70-летию Сергея Курёхина – музыканта, композитора, сценариста и актера, создателя легендарного коллектива «Поп-механика», ставшего одним из важнейш...

Русское Рождество
Корпус Бенуа

Русское Рождество

28 декабря 2024—26 января 2025

Русский музей с удовольствием разделяет праздничную радость Рождества Христова со своими гостями! В экспозицию вошли иконописные памятники, живопись, графика, скульптура и дек...

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...


/ / / Васильевский остров Алексея Карёва
Часы работы музея
Корпус Бенуа

На информационной стойке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.



Часы работы выставок «Великий Карл» и «Виктор Васнецов»


Понедельник 10:00—19:00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 10:00—18:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00
Воскресенье 10:00—18:00

31 декабря и 1 января музей закрыт.

Как добраться

загрузка карты...

Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова, 2.

Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22

Васильевский остров Алексея Карёва - События

14 ноября 2024—14 ноября 2024

13 ноября в зале № 80 корпуса Бенуа Русского музея открывается выставка «Васильевский остров Алексея Карёва. К 145-летию со дня рождения». Алексей Еремеевич Карёв (1879-1942) – живописец и график, один из основоположников ленинградской пейзажной школы. На камерной выставке можно увидеть тринадцать произведений мастера из собрания Русского музея, запечатлевших облик Васильевского острова – излюбленного «места вдохновения» Карёва в 1920-е – 1930-е годы.

Алексей Карёв – представитель плеяды саратовских художников, чье творчество в начале ХХ века оказало значительное влияние на развитие русского искусства. Это были Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Александр Матвеев, Петр Уткин, Александр Савинов. Решающее значение для Карёва, как и для большинства упомянутых мастеров, на первом этапе его творческой биографии имело знакомство с Виктором Борисовым-Мусатовым. Карёв посещал и мастерскую художника Федора Корнеева, которая была в 1890-е художественным центром Саратова. Впечатления и навыки, полученные в Саратове, стали важнейшими слагаемыми творческой эволюции Карёва.

В 1903-м после учебы в Пензенском и Киевском художественных училищах Карёв приехал в Петербург, который с этого момента стал его родным домом. Здесь, в 1908-м, он впервые участвовал в выставках, продемонстрировав работы, которые свидетельствовали об интересе к модному в ту пору символизму и творческим устремлениям художников «Голубой розы». Карёв с энтузиазмом изучал коллекцию Эрмитажа, ездил в Москву, где знакомился с собранием картин Сергея Щукина. По словам художника, конец 1900-х – начало 1910-х были для него периодом сменяющих друг друга увлечений. Последним звеном в этой веренице влияний стала выставка «100 лет французской живописи» (1912) в Петербурге, где Карёву особенно запомнились работы Анри Матисса, Мориса Утрилло и Альбера Марке.

В 1910-е, когда Карёв начал экспонировать свои работы на выставках «Мира искусства» и позднее стал членом этого общества, он обратился к иным принципам в живописи. Художник опирался в равной степени как на достижения современной живописи, так и на опыт старых мастеров.

С середины 1910-х он все чаще обращался к жанру пейзажа («Зимний городской пейзаж», 1915; «Дом на окраине города», 1917; «Дома. Этюд», 1917; «Летний городской пейзаж», 1921). Некоторые из работ вдохновлены французской выставкой 1912-го, другие, например, «Дом на окраине города», самый известный из ранних пейзажей, - экспериментами футуристов из «Союза молодежи». В этих пейзажах Карёв отдаляется от натурных впечатлений, стремясь к синтезу, к обобщению.

С середины 1920-х ведущим жанром в творчестве Карёва стал пейзаж, а главной темой – город. Круг избранных живописцем мотивов был невелик. Как правило, он ограничивался улицами, переулками и набережными вокруг Академии художеств (между Университетской набережной, набережной лейтенанта Шмидта и Средним проспектом Васильевского острова).

С 1922 года до конца своей жизни Карёв преподавал живопись в Академии художеств. Васильевский остров стал для него излюбленным «местом вдохновения». Просторы Невы, широкие и светлые улицы напоминали ему родные волжские дали. Карёв жил на Васильевском острове, причем какое-то время непосредственно в Академии художеств – в несохранившемся доме на Литейном дворе.

География пейзажей 1920-х – в основном, окрестности Андреевского (ныне Василеостровского) рынка. Вспоминая своего кумира Марке, Карёв предпочитал виды из окна, что позволяло ощутить масштаб изображенного. «Городской пейзаж. Васильевский остров» (1926), «Вид на город из открытого окна» (1920-е), «Андреевский рынок» (1927), «Демонстрация у завода» (1926) запоминаются яркой эмоциональностью, изысканной простотой живописного решения.

Пейзажи начала 1930-х отмечены все большим лаконизмом изобразительных средств. В 1934-м по заказу Ленсовета Карёв написал масштабную картину «Нева». Она экспонируется в соседнем зале экспозиции. Предположительно, нужный ракурс изображенного мотива Карёв увидел со стороны Адмиралтейского острова. Ему удалось создать величавый образ Невы, неотделимый от образа Санкт-Петербурга-Ленинграда. Этот пейзаж, по существу, стал последним значительным произведением художника.

Жизнь Карёва оборвалась трагически: художник умер от голода блокадной зимой 1942-го и был похоронен на Острове Декабристов в братской могиле.

 

Выставка продлится до 14 января 2025 г.



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее