На информационной стойке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.
Понедельник | 10:00—19:00 |
Вторник | Выходной день |
Среда | 10:00—18:00 |
Четверг | 10:00—18:00 |
Пятница | 10:00—18:00 |
Суббота | 10:00—18:00 |
Воскресенье | 10:00—18:00 |
31 декабря и 1 января музей закрыт.
Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова, 2.
Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22
12 октября 2023—13 октября 2023
12 октября в Корпусе Бенуа при поддержке Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» открылась выставка «Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968)». На масштабной экспозиции, приуроченной к 145-летию мастера, представлено около 80 произведений разных периодов его творчества из коллекции Русского музея и частных собраний.
Творчество Кузнецова известно публике в основном знаменитыми картинами «степного» и «бухарского» циклов 1910-х. На нынешней экспозиции он раскрывается и как мастер, создавший немало произведений на темы нового колхозного и индустриального строительства в 1920-е – 1930-е. На выставке также представлены книги, альбомы, письма, фотографии и другие материалы, связанные с жизнью и творчеством Кузнецова. Именно в собрании Русского музея находятся вошедшие в золотой фонд отечественной живописи произведения Павла Кузнецова 1910-х годов – времени высшего расцвета его таланта – «Продавец птиц», «Стрижка овец», «Гадание».
В 1900-е Павел Кузнецов был видным представителем символизма в русском искусстве, организатором главной символистской выставки «Голубая роза» (1907) в Москве – знакового события эпохи Серебряного века. В конце 1900-х он отошел от прежних мотивов и стилистики. Судьбоносным стало для него обращение к Востоку. Из года в год мастер совершал поездки в заволжские («киргизские») степи (1909-1912), затем в древние центры Туркестана – Бухару и Самарканд (1912-1913). 1910-е стали временем высшего расцвета таланта Кузнецова.
В первом зале выставки можно увидеть работы «степного» цикла. «Дождь в степи» (1912) и «Степной пейзаж с юртами» (1911-1912) – панорамы степи с юртами и силуэтами людей вдали. На других картинах предстают степь и женщины за повседневными занятиями («В степи», «Стрижка овец», «У кошары», все – 1912; «В степи (Лежащая в юрте)», 1912-1913; «Вечер в степи», 1915-1916). В степях Заволжья, в простых, «от века» повторяющихся событиях Кузнецов нашел мудрый смысл жизни, гармоничное слияние с природой, утраченные европейской цивилизацией.
В представленных в этом же зале «бухарских» картинах, связанных с городской культурой, значительную роль играет изображение архитектуры («Продавец птиц», 1912). Тишина и покой господствуют в картинах «Гарем» (1912) и «Восточный мотив» (1912-1913). Спокойное созерцание на берегу, неторопливая беседа под сенью чинары – таковы натурные сцены у бассейна («Чайхана», «У водоема», «Водоем» (все – 1912). Картина «Гадание» (1912), вероятно, тоже связана с Бухарой, с таинственной романтикой ее городской культуры. В Бухаре у Кузнецова появился и интерес к натюрморту («Натюрморт с подносом», 1916; «Натюрморт с хрусталем», около 1919).
Картины «степного» и «бухарского» циклов высоко оценивались критиками. Как можно увидеть на выставке, ими не исчерпывается творчество мастера в 1910-х. В 1912-мим создан портрет друга с юных лет, известного скульптора Александра Матвеева. В 1916–1917 годах Кузнецов исполнил для журнала «Аполлон» иллюстрации к поэме Николая Гумилева «Дитя Аллаха. Арабская сказка», созданные с учетом традиций восточной миниатюры.
Продолжают экспозицию произведения 1920-х. В 1923-м художник издал три альбома по мотивам путешествий 1910-х: два выпуска черно-белых литографий «Туркестан» и один цветных – «Горная Бухара». Гравюры содержат характерные мотивы «Востока» Кузнецова, но не повторяют композиции 1910-х («Узбечка», «Верблюды»)
С середины десятилетия Кузнецов работал в новых для него местах – в Крыму, на Северном Кавказе, в Грузии и Армении. Он писал горы и возделанные людьми холмистые пейзажи («Крымский пейзаж», 1926; «Чайная плантация в Грузии», 1928). Характерны для этого периода сцены труда с крупно взятыми фигурами (серия «Табачниц», 1925-1926; «Жницы», 1927; «Сбор винограда», 1928). Появились ставшие классикой национальной живописи полотна – «Крестьянки» (1926), «Отдых пастухов» (1927). Как и ранее, мастер писал портреты творческой интеллигенции: поэта Сергея Городецкого (1924), Александра Матвеева (1928).
В 1930-е мастер много работал, участвовал в выставках. На экспозиции можно увидеть оптимистичные и радостные работы, созданные в поездках по стране – изображения строек десятилетия («Канал Волга–Москва», 1934). Кузнецов запечатлел возведение зданий в столице Армении («Строительство новой улицы в Ереване», «Строительство в Армении» (все – 1931). Там же появились холсты «Ковровщицы» (1931), изображающие творческий труд мастериц.
Значительное место в творчестве Кузнецова по-прежнему занимало изображение работы на земле («Колхоз в Армении», 1936; «Колхозные стада», 1935-1936). Мастер писал сцены жатвы с просторами полей под ясным небом («Сбор хлеба на Кубани», 1938). Гармоничны и разнообразны натюрморты Кузнецова («Цветы и дыни», 1932; «Ромашки», конец 1930-х; «Натюрморт. Персики и яблоки», 1940).
В последнем зале экспозиции можно убедиться, что Кузнецов интенсивно трудился и в 1940-е – 1950-е. Накануне войны создан лиричный холст «Бебутова в Кратове», изображающий жену художника за написанием натюрморта. Радость наступившей мирной жизни ощущается в «Натюрморте с цветами» (1945). В 1950-е мастер сосредоточился на жанрах пейзажа и натюрморта («Цветы и виноград», 1953), реже создавая портреты («Портрет О. Л. Книппер-Чеховой», 1952).
Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ»
Выставка продлится до 29 января 2024 года.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея