ENG
Филиалы:
/ / Архив изображений

Коллекции Русского музея

Архив изображений

Последние три десятилетия в России наблюдается устойчивый интерес к фотографии как к полноправному и активному участнику художественного процесса, самоценному предмету коллекционирования, изучения, экспонирования и эстетического осмысления. Русский музей обладает представительным собранием созданных на основе фотопроцессов исторических и современных произведений. Одним из фондов, где хранятся подобные предметы, является сектор архива изображений, существующий как музейное подразделение под разными названиями с 1922 г., но комплектование которого началось с решения первого заседания Совета Русского музея 4 июля 1897 г.: издавать каталоги с фотографиями всех музейных предметов и снимать поступающие и уже хранящиеся здесь произведения. За минувший период основными источниками поступления стали не только предметы, изготовленные с 1898 г. в фотолаборатории музея, но и переданные из его отделов, а также Государственного Эрмитажа, Академии художеств, Музея Города, дворцов и усадеб, коллекций и архивов. Ныне фонд обладает многопрофильным материалом, способным визуализировать широкий круг тем, и пополняется за счет дарителей, в т. ч. участников музейных фотовыставок.

Подробнее

Образцы светописи дают возможность проследить эволюцию этого вида искусства, начиная от дагеротипа до современных технологий создания фотоизображений, составить представление об основных и специфических фотожанрах, творчестве многих отечественных и иностранных мастеров середины XIX-начала XXI вв., среди которых С. Л. Левицкий, М. П. Настюков, Д. Н. Карелин Ф. Л. Николаевский, И. Ф. Барщевский, Г. Ф. Штейнберг, К. А. Фишер, Ф. Надар, А. Диздери, братья Алинари, Дж. Инкорпора, П. Сальвиати, Б. И. Смелов, М. С. Снигиревская, А. А. Китаев. Различные по формату оригинальные отпечатки представлены не только в виде самостоятельных произведений и отдельных серий (около 22 000), но и в составе 200 альбомов (в т. ч. со статусом «августейшие подношения»): виды городов и отдельные здания, пейзажи («Каменноостровский дворец», снятый в 1905 г. заведующим фотолабораторией музея И. Н. Александровым), репортажи (А. Э. Фелиш «Молебен при памятнике императора Петра Великого 30 мая 1872 г.»), этнографический жанр (Я. И. Лейцингер «Самоеды». 1894), «техно-фото» («Железнодорожный мост. Киев» из «Album photographique de Kiev» Ф. К. де Мезера. 1874), памятники («М. И. Кутузов» из альбома А. Ф. Лоренса «Виды С.-Петербурга». 1860-е), выставки, предметы изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, большая и малая пластика, архитектурные и скульптурные проекты, интерьеры. Так, альбом «Общество русских акварелистов. 1880-1906» Ф.-Л. Г. Шрадера представляет разнообразие творческих и жизненных интересов на примере интерьеров квартир художников, в т. ч. академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского. Многие снимки зафиксировали измененные или утраченные достопримечательности (К. К. Булла «Часовня в ограде Летнего сада». 1900-е).

Особую историческую, художественную и иконографическую ценность представляют групповые и однофигурные портреты известных личностей: «И. Е. Репин» (1914), исполненный в смешанной технике мастером пикториализма М. А. Шерлингом к семидесятилетию прославленного художника, «Групповой портрет. Ясная Поляна», снятый в 1900 г. женой знаменитого писателя, фотографом-любителем С. А. Толстой, и не имеющий аналогов «карт-визит» А. Ф. Эйхова «Августейшее семейство Российского Императорского Дома» (1868) из альбомной «визит-портретной» галереи петербургского профессора Н. С. Бакшеева (около 1 480 снимков, в т. ч. серия «Историческая выставка портретов лиц XVI-XVIII вв. 1870» из 335 работ А. М. Лушева на однотипных паспарту). Хранящийся в фонде вариант знаменитого «Альбома фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России» (1865) Г. И. Деньера издан им в виде книги для цесаревича Александра Александровича.

Важной частью фотособрания сектора, кроме пленочных образцов (около 107 600), являются разноформатные стеклянные негативы 1860-1930-х гг. (около 37 000), в т. ч. исполненные А. К. Ержемским, К. К. Кубешем, И. Н. Александровым и А. М. Лушевым, 2 405 мокроколлодионных негативов которого поступили в 1912 г.: в основном съемка старинных портретов для каталога вышеупомянутой выставки, реже — с натуры («Семейство А. М. Лушева в саду». 1860-е).

Наряду с позитивами и негативами в фонде хранится и разнообразный печатный материал (около 50 000), исполненный по оригиналам художников и фотографов середины XIX-середины XX вв.: «открытые письма», экслибрисы, меню, лубки, плакаты, книжные знаки и обложки, репродукции и т. д. Многие из них поступили в музей в первые десятилетия его существования и нередко являются сюжетно-тематическим, предметным, авторским или технологическим продолжением негативно-позитивного фонда (включая коллекции Е. Е. Рейтерна, И. Ф. Тюменева, В. Д. Машукова).

С середины 1990-х гг. произведения сектора постоянно задействованы в выставках и изданиях Русского музея: «Петербург и его окрестности глазами художников-фотографов» (1996), «Первая Фотобиеннале историко-архивной фотографии из музеев, архивов и библиотек» (2011), «Приглашение к обеду» (2013), «Туристические фотографии итальянских фотографов XIX века из собрания Русского музея», «Киноплакат из собрания Русского музея», «Первая Мировая война. 1914-1918», «Портрет семьи» (2014).

Фотоателье "Рентц и Шрадер". Л. Е. Дмитриев-Кавказский

Фотоателье "Рентц и Шрадер". Л. Е. Дмитриев-Кавказский.

1904-1906. Бромосеребряный отпечаток. Лист из альбома "Общество русских акварелистов. 1880-1906".

Неизвестный фотограф. Старый Петергоф. Сергиевская дача Е. И. В. Великого князя Георгия Максимилиановича Романовского, герцога Лейхтенбергского

Неизвестный фотограф. Старый Петергоф. Сергиевская дача Е. И. В. Великого князя Георгия Максимилиановича Романовского, герцога Лейхтенбергского.

28.05.1911. Фототипия. Открытое письмо в пользу Общины Св. Евгении (№ 4245).

Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее