Последние три десятилетия в России наблюдается устойчивый интерес к фотографии как к полноправному и активному участнику художественного процесса, самоценному предмету коллекционирования, изучения, экспонирования и эстетического осмысления. Русский музей обладает представительным собранием созданных на основе фотопроцессов исторических и современных произведений. Одним из фондов, где хранятся подобные предметы, является сектор архива изображений, существующий как музейное подразделение под разными названиями с 1922 г., но комплектование которого началось с решения первого заседания Совета Русского музея 4 июля 1897 г.: издавать каталоги с фотографиями всех музейных предметов и снимать поступающие и уже хранящиеся здесь произведения. За минувший период основными источниками поступления стали не только предметы, изготовленные с 1898 г. в фотолаборатории музея, но и переданные из его отделов, а также Государственного Эрмитажа, Академии художеств, Музея Города, дворцов и усадеб, коллекций и архивов. Ныне фонд обладает многопрофильным материалом, способным визуализировать широкий круг тем, и пополняется за счет дарителей, в т. ч. участников музейных фотовыставок.
Образцы светописи дают возможность проследить эволюцию этого вида искусства, начиная от дагеротипа до современных технологий создания фотоизображений, составить представление об основных и специфических фотожанрах, творчестве многих отечественных и иностранных мастеров середины
Особую историческую, художественную и иконографическую ценность представляют групповые и однофигурные портреты известных личностей: «И. Е. Репин» (1914), исполненный в смешанной технике мастером пикториализма М. А. Шерлингом к семидесятилетию прославленного художника, «Групповой портрет. Ясная Поляна», снятый в 1900 г. женой знаменитого писателя, фотографом-любителем С. А. Толстой, и не имеющий аналогов «карт-визит» А. Ф. Эйхова «Августейшее семейство Российского Императорского Дома» (1868) из альбомной «визит-портретной» галереи петербургского профессора Н. С. Бакшеева (около 1 480 снимков, в т. ч. серия «Историческая выставка портретов лиц
Важной частью фотособрания сектора, кроме пленочных образцов (около 107 600), являются разноформатные стеклянные негативы 1860-1930-х гг. (около 37 000), в т. ч. исполненные А. К. Ержемским, К. К. Кубешем, И. Н. Александровым и А. М. Лушевым, 2 405 мокроколлодионных негативов которого поступили в 1912 г.: в основном съемка старинных портретов для каталога вышеупомянутой выставки, реже — с натуры («Семейство А. М. Лушева в саду».
Наряду с позитивами и негативами в фонде хранится и разнообразный печатный материал (около 50 000), исполненный по оригиналам художников и фотографов середины
С середины
Фотоателье "Рентц и Шрадер". Л. Е. Дмитриев-Кавказский.
1904-1906. Бромосеребряный отпечаток. Лист из альбома "Общество русских акварелистов. 1880-1906".
Неизвестный фотограф. Старый Петергоф. Сергиевская дача Е. И. В. Великого князя Георгия Максимилиановича Романовского, герцога Лейхтенбергского.
28.05.1911. Фототипия. Открытое письмо в пользу Общины Св. Евгении (№ 4245).
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея