В коллекции гравюры Государственного Русского музея хранится одно из наиболее полных собраний печатной графики: с конца XVII в. до наших дней, общей численностью около 80 000 единиц. Это отдельные листы, серии и альбомы, географические и игральные карты, книжные иллюстрации, карикатуры, лубки, плакаты, афиши и уникальное собрание гравированных досок — металлических, деревянных, линолеумных.
Эти произведения дают представление практически обо всех печатных техниках, от классической гравюры на дереве и металле до новейших, связанных с этапом становления промышленной печати и развитием информационных технологий. Временные выставки и экспозиции их фонда гравюры систематически представляют зрителю шедевры отечественной ксилографии, резцовой гравюры на металле, меццо-тинто, офорта в его многочисленных разновидностях (игловой, акватинта, лавис), литографии, хромолитографии, линогравюры, монотипии и прочих гравировальных техник. Современные мастера печатной графики представлены произведениями, созданными как в классических гравировальных техниках, так и с применением вновь изобретенных в последние годы, как, например, лазерная печать. Постоянные поиски современных художников в области печатной графики, создание ими уникальных авторских техник гравирования и печати не остается без внимания отдела гравюры и находят отражение в музейных выставках.
Собрание отдела гравюры дает возможность проследить все этапы развития этого вида искусства в России. Довольно полно представлена гравюра XVIII в. Причем, такие значительные мастера, как А.Ф.Зубов, Е.П.Чемесов, И. А. Берсенев, представлены не только в оттисках, имеющих зачастую разные состояния, но и авторскими формами — медными досками. В собрании имеются доски, с которых печатался один из последних шедевров классической резцовой гравюры — серия видов императорских загородных резиденций — Гатчины, Павловска, Петродворца. Они выполнены на рубеже XVIII — XIX вв. выдающимися русскими мастерами А.Г.Ухтомским, братьями К.В. и И.В. Ческими, С.Ф.Галактионовым, главным образом, по оригиналам Семена Щедрина. Имеются также металлические доски Ф.П.Толстого, с которых в 1820 —
Довольно полно представлена русская сатирическая графика, связанная с Отечественной войной 1812 г., а также издания основанного в 1820 г. Общества поощрения художников. Эта организация сыграла большую роль в развитии и распространении литографии в России. В коллекции наряду с другими листами представлено лучшее издание Общества — большая литографированная серия «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей»
Среди мастеров ранней литографии с большой полнотой представлено творчество А.О.Орловского, а из художников второй половины XIX — начала ХХ вв.: И.И.Шишкина, В.В.Матэ и А.П.Остроумовой-Лебедевой. Непревзойденный мастер цветной гравюры на дереве, А.П.Остроумова-Лебедева завещала Русскому музею не только лучшие оттиски своих работ, но также деревянные доски и инструменты. В отделе хранится полное собрание досок П.А.Шиллинговского и И.И.Нивинского.
Большую историческую и художественную ценность представляет редчайшее собрание футуристической книги, представленное именами О.В.Розановой, Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, П.Н.Филонова и других выдающихся мастеров русского авангарда.
Обширный раздел печатной графики советского периода включает собрание плакатов, куда вошли и знаменитые петроградские «Окна Роста», выполненные в технике линогравюры и раскрашенные от руки. Здесь представлены все сколь-нибудь значительные имена художников как московской, так и ленинградской школ: авангардисты А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, Эль Лисицкий, В.И.Козлинский, ксилограф Н.Н.Куприянов, литограф В.В.Лебедев.
В фонде имеется достаточно полное собрание работ, напечатанных в экспериментальной литографской мастерской при Ленинградском отделении Союза художников в период 1930-1960-х гг. Это литографии Н.А.Тырсы, Ю.А.Васнецова, А.Ф.Пахомова, В.М.Конашевича, А.С.Ведерникова. Практически в полном объеме собрано наследие А.Л.Каплана и Б.Н.Ермолаева.
Отдел располагает превосходными работами московских художников — представителей классической техники гравюры на дереве: А.И.Кравченко, В.А.Фаворского, И.В.Голицына, Г.Ф.Захарова и других. Фонды гравюры пополняются произведениями современных мастеров. Так, за последние годы были приобретены произведения М.М.Шемякина, М.С.Карасика. Б.А.Мессерера, А.П.Белкина, Ю. К. Люкшина, О. В. Дергачева, И. П. Маковеевой и многих других художников.
Смотреть экспонаты коллекции гравюры на портале «Виртуальный Русский музей»
Ермолаев Б.Н. К отцу.
1960. Автолитография цветная.
Васнецов Ю.А. Кот, петух и лиса.
1938. Литография цветная.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея