Начало графической коллекции Русского музея восходит ко времени его открытия, 7(19) марта 1898 г. В этот день в двух залах Михайловского дворца были представлены картоны, эскизы росписей, акварели К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, А.Е.Егорова, К.П.Бегрова и других мастеров первой половины Х1Х века.
Из 979 акварелей и рисунков, экспонировавшихся в первое время в музее, почти половину составляли графические листы, подаренные княгиней М.К.Тенишевой. В этом превосходном собрании находились произведения О.А.Кипренского, К.П.Брюллова, П.А.Федотова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, В.А.Серова, а также членов Общества русских акварелистов. В последующие годы М.К.Тенишева дополнила свой дар, передав музею еще 196 рисунков, созданных художниками объединения «Мир искусства» М.А.Врубелем, Л.С.Бакстом, К.А.Коровиным и другими.
Первые поступления в музей были достаточно разнородны и зависели от выбора и вкуса дарителей. Но постепенно, уже в
В отдел продолжался прием новых поступлений. В 1923 г. музей получил 1713 произведений из семьи художников Маковских. Одно из главных мест по праву принадлежит коллекции С.С.Боткина. Среди 1320 графических произведений, переданных в музей его вдовой, находятся редчайшие акварели М.М.Иванова, рисунки А.П.Лосенко, М.И.Козловского, А.Е.Егорова, О.А.Кипренского, П.А.Федотова, П.Ф.Соколова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, М.А.Врубеля, В.А.Серова и других мастеров русского искусства.
Нельзя не сказать о бесценной коллекции Л.М.Жемчужникова (4722 листа, среди них особое место занимают рисунки П.А.Федотова), о замечательном собрании А.Р.Томилова-Е.Г.Шварца, основу которого составляли произведения художников первой половины Х1Х века, О.А.Кипренского, А.О.Орловского, А.Г.Венецианова, Д.Кваренги, а также о тщательно подобранном собрании князя В.Н.Аргутинского-Долгорукова (1895 листов), известном архитектурной графикой XVIII- первой половины Х1Х вв.
В 1972 г. секции рисунка и гравюры разделились на два самостоятельных отдела, каждый из которых обладал уникальным материалом, отражавшим все этапы развития русской графики с XVIII по начало ХХ вв. Современное графическое искусство, начиная с 1917 г., было представлено в другом музейном собрании — отделе советской графики, созданном в 1932 г. Формирование этой коллекции с самого начала было связано с активным участием сотрудников отдела в художественной жизни — посещением выставок и мастерских художников, тесными контактами с коллекционерами и наследниками.
В основе собрания современной графики лежали материалы, полученные в результате поступления в Русский музей в 1926 г. живописи и графики из Музея художественной культуры. Эти произведения, созданные ведущими мастерами русского авангарда — К.С.Малевичем, М.З.Шагалом, П.В.Митуричем, Н.И.Кульбиным, Л.А.Бруни и другими, стали гордостью и украшением постепенно растущей коллекции современного графического искусства.
В предвоенные годы музей приобрел значительное число рисунков, акварелей, набросков К.С.Петрова-Водкина, В.В.Лебедева, Н.А.Тырсы, А.Н.Самохвалова, В.М.Конашевича. Интересной и разнообразной стала коллекция графики периода Великой Отечественной войны, ее основу составили листы, приобретенные в 1942 г. для Русского музея с выставки «Ленинград в годы блокады». В послевоенные годы значительно выросло собрание книжной графики, комплектование которого не ограничивается только произведениями, вошедшими в издание, но включает многочисленные эскизы.
История развития отечественного рисунка ХХ в. имеет свои особенности. Музей всегда интересовали произведения первой трети минувшего столетия, когда рисунок занимал самые передовые позиции. Не случайно в последние годы в коллекцию были приобретены ранние рисунки Ю.А.Васнецова и В.М.Ермолаевой, М.К.Соколова и Р.А.Флоренской. Во второй половине прошлого века изменилось представление о возможностях графики, ее жанровых, тематических и пластических новациях, и в собрании отдела появилось много новых авторов, например, П.Н.Шурига и П.Г.Дик, К.С.Мамонов и А.С.Агабеков. Среди них были художники так называемого «другого искусства» Москвы и Ленинграда 1950-х-1980-х гг. А.Д.Арефьев и Р.Р.Васми, Э.М.Белютин и М.А.Шварцман.
Особое значение для отдела рисунка и акварели имеют произведения одного из крупнейших художников ХХ в. П.Н.Филонова, наследие которого в 1987 г. было передано в дар музею его сестрой Е.Н.Глебовой (в том числе более 200 листов графики). Самым крупным даром последних лет может считаться коллекция врача и театроведа Г.М.Левитина (около 2300 произведений, среди которых работы К.С.Петрова-Водкина, Н.С.Гончаровай, А.Г.Тышлера, Б.Д.Григорьева и многих других мастеров искусства ХХ века), переданная в Русский музей наследниками по завещанию владельца в 1984 г. Десятки первоклассных произведений поступили в отдел в 1998 г. благодаря дару известных петербургских коллекционеров братьев И.А. и Я.А.Ржевских, собиравших, в том числе, графику ХХ в.
Прошедшие десятилетия связаны с важными и принципиальными изменениями в истории отдела рисунка. В 1995 г. было принято решение о реорганизации графических разделов Русского музея и вместо трех, бывших ранее, было создано два. Так отдел «старого рисунка», как его обычно называли, получил материалы из отдела советской графики. Возник новый отдел рисунка и акварели
Собрание национальной графики, принадлежащее к числу наиболее значительных мировых коллекций, обрело завершенный характер и позволило говорить об общих проблемах развития рисунка, включая его последние направления. Стало возможным объединить материалы, характеризующие искусство рисунка и акварели за три столетия. Поделивший когда-то одну коллекцию на две части 1917 г. перестал быть жесткой пограничной датой, разбивающей творчество художников на «до» и «после». И без того непростая логика развития искусства ХХ в. теперь может быть восстановлена хотя бы в пределах традиционных форм искусства рисунка.
Смотреть экспонаты коллекции рисунка и акварели на портале «Виртуальный Русский музей»
Филонов П.Н. Кабачок.
1924. Бумага, тушь, перо, кисть, графитный карандаш.
Тырса Н.А. Портрет А.А.Ахматовой.
1928. Ламповая копоть.
Перейти https://vk.com/rusmuseum
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея