Науч. рук.: Е.Петрова
СПб: Palace Editions, 2020
414 страниц, 302 иллюстрации
Формат — 20х15; русский
Авт.ст.: Е.Петрова, И.Шалина, Н.Пивоварова, М.Федосеева, И.Соловьева, Д.Красильников, О.Клюканова, С.Новаковская-Бухман, С.Моисеева, В.Круглов, Е.Могилевский, Н.Козырева, О.Кривдина, Н.Логдачева, П.Бельский, Р.Краснов, О.Туминская, И.Золотухина, А.Карлова,Л.Вострецова, О.Туркина, Е.Чурилова, И.Карасик, О.Лысенко, Л.Обухова, И.Колобкова, Н.Ковалева, М.Сорокина, Г.Сергеева, С.Кузнецов, В.Французов, Е.Рипак, В.Пучков, О.Новикова, Н.Казанина, М.Мантуров, Ю.Демиденко.
И.А.Шалина. Древнейшая икона «Сошествие во ад» из Успенского собора Тихвинского монастыря: проблемы датировки и атрибуции. С. 7-23.
Н.В.Пивоварова. Сольвычегодск или Вятка? Об иконе святого Николая Чудотворца из фондов Русского музея. С. 24-30.
М.В.Федосеева. «Видение святого Григория мниха о Страшном суде» - цикл миниатюр из собрания Русского музея. С. 31-38.
И.Д.Соловьева, Д.В.Красильников – Рака преподобного Александра Свирского в собрании Русского музея. С. 39-46.
О.В.Клюканова. Резной костяной складень с изображением праздников из собрания Русского музея. С. 47-53.
С.М.Новаковская-Бухман. Отголоски иноземных традиций в художественном серебре Руси XVII века (на примере коллекции Русского музея). С. 54-70.
С.В.Моисеева. Об авторе «Группового портрета участников посольства 1662-1663 годов в Англию» (1662-1663). С. 71-88.
В.Ф.Круглов. И.А.Морозов как собиратель русской живописи (работы из коллекции Русского музея). С. 89-98.
Е.Б.Могилевский. Постоянная экспозиция в музее. Актуальные проблемы и вызовы времени. С. 99-105.
Н.М.Козырева. Из новых поступлений: акварели Веры Матюх. С. 106-115.
О.А.Кривдина. Парижские произведения М.М.Антокольского в Русском музее. С. 116-123.
Н.В.Логдачева. Новые материалы о крымских работах скульптора А.Т.Матвеева. С. 124-130.
П.Е.Бельский. Женское лицо Корейской войны, или Традиционная скульптура в эпоху технической воспроизводимости. С. 131-145.
Р.В.Краснов. Монеты и медали императора Иоанна Антоновича из собрания Русского музея. С. 146-158.
О.А.Туминская. История просветительской деятельности на экспозициях древнерусского искусства в Русском музее: 1898-1941 гг. С. 159-168.
И.А.Золотухина. К вопросу об истории экспозиции Государственного Русского музея. С. 169-196.
А.И.Карлова. Петербургское искусство 2010-х годов: в поисках ускользающей реальности. С. 197-207.
Л.Н.Вострецова. Евгений Федорович Ковтун. «Моя задача – создание объективной картины истории русского искусства». С. 208-217.
Е.Н.Петрова. Романтические иллюзии позднего Малевича. С. 218-228.
О.В.Туркина. Об альбоме «Форма + Цвет» занятий школы В.В.Стерлигова. С. 229-237.
Е.Б.Чурилова. Архив «Союза молодежи» в фонде рукописей Государственного Русского музея. С. 238-248.
И.Н.Карасик. Материалы УНОВИСа в архиве Лепорской. С. 249-259.
О.А.Лысенко. «…Убедить не словами, а делом в замечательности новых пропорций» (о супрематических рамах Н.М.Суетина). С. 260-270.
Л.А.Обухова. Письменный стол карельской березы в собрании ГРМ «атрибуция, история бытования). С. 271-274.
И.А.Колобкова. В.В.Ковкина – выдающийся мастер кожлянской глиняной игрушки. С. 275-285.
Н.И.Ковалева, М.А.Сорокина. Выставка «Платки и шали в России XVIII – XXI веков в собрании Русского музея» и проблемы развития платка в XXI веке. С. 286-298.
Г.И.Сергеева. Из истории Летнего дворца – музея Петра I и его коллекции: Великая Отечественная война. С. 299-339.
С.О.Кузнецов. Потерянный ученик школы Позиллипо. Рисунки графа П.С.Строганова (1823-1911) в собрании Русского музея. С. 340-350.
В.Е.Французов. Предыстория создания домовой церкви святых апостолов Петра и Павла в Инженерном замке. С. 351-358.
Е.А.Рипак. Церковь Архангела Михаила Михайловского замка по материалам архива КГИОП (1945-1991). С. 359-370.
В.В.Пучков. Квартира генерала А.А.Саткевича в Инженерном замке. С. 370-380.
О.В.Новикова. Служебный дом Мраморного дворца (история бытования, конец XVIII – середина XIX века). С. 381-391.
Н.В.Казанина. Круглые рельефы Мраморного зала. Определение сюжетов «Жертвоприношений». С. 392-399.
М.В.Мантуров. Мраморный дворец как объект культурного наследия по документам 1917-1935 гг. (История признания Мраморного дворца памятником). С.399-405.
Ю.Б.Демиденко. К «музыкальной» истории Михайловского дворца. С. 406-412.
Осень русского Средневековья. Вып. XXXVII
СПб.: Русский музей, 2023
344 страницы
Сборник статей по материалам научной конференции «Осень русского Средневековья. Искусство XVII века». Выпуск XXXVII.
Содержание:
И. В. Сосновцева. Предисловие.
И. В. Антипов, Вал. А. Булкин , А. В. Жервэ. Воскресенская церковь Деревяницкого монастыря: храмы XIV и XVII веков.
А. М. Салимов, В. В. Зубарёв. Церковь Воскресения на Торгу и торопецкое зодчество XVII века.
Т. А. Островская. Архитектурные детали утраченного иконостаса церкви Св. великомученицы Варвары в Ярославле в собрании музея-заповедника Коломенское-Измайлово-Люблино.
А. Н. Трифонова. Царские врата из новгородской церкви Петра и Павла на Славне.
Е. А. Попова. Декоративный мотив «ваза с цветами» на изразцах в собрании Русского музея.
А. В. Гамлицкий. Увражи на библейскую тематику: общие иконографические образцы европейских, русских, китайских художников XVII века.
С. Франклин. О неизвестном экземпляре Библии Мериана с подписями на русском языке.
И. Г. Ландер. «Примечай сей образец». Из истории художественного оформления книги «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей».
М. В. Федосеева. Библия Пискатора в собрании Русского музея. К истории бытования увража 1674 года.
О. Р. Хромов. Нидерландская гравюра в России XVII столетия и формирование национального стиля в русской орнаментике.
С. М. Новаковская–Бухман. О зарубежных образцах в произведениях русского прикладного искусства XVII века.
Ю. М. Ходько. Неизвестная подносная гравюра Ивана Зубова «Богоматерь Боголюбская».
Л. В. Ненашева. Декор северных рукописных книг XVII века.
Ф. В. Панченко. Стилистические параллели в оформлении певческих рукописей середины — последней четверти XVII века.
М. С. Егорова, А. Н. Кручинина. Гробница святых, чин целования раки и стихира-осмогласник святым Василию и Константину Ярославским в XVII веке.
Н. Б. Захарьина. Песнопения с ремарками об авторстве в службах двунадесятым богородичным праздникам.
И. А. Шалина. Комплекс богородичных и символико-назидательных икон паперти Успенского собора Тихвинского монастыря (1660–1661 годы).
Е. А. Виноградова. О творческом наследии вологодских иконописцев конца XVII — начала XVIII века Ивана и Бориса Холуевых.
М. И. Мильчик. Две каргопольские иконы начала и конца XVII века с изображением Соловецкого монастыря.
Н. И. Комашко. Две иконы XVII века из частных собраний: «Святая Троица» мастера Михаила и «Уверение Фомы» круга Гурия Никитина.
И. А. Антропова. Житийные иконы из села Типиницы в собрании Русского музея.
Е. Ю. Макарова. Икона «Рождество Христово» середины XVII века круга Иосифа Владимирова: к вопросу о художественных источниках иконографии.
П. В. Западалова. Небесный Иерусалим на иконах и фресках «Символ веры» в связи с эсхатологической иконографией второй половины XVII — первой трети XVIII века.
Ю. В. Устинова. «Распятие апостола Андрея» в русском церковном искусстве и государственной символике России в конце XVII — начале XVIII века: на рубеже эпох.
Г. А. Назарова. К вопросу об иконографической программе иконы «Воскресение, с праздниками и избранными святыми» из собрания ЦМиАР.
Н. М. Турцова. Мужчины-золотошвеи, золотошвецы, швецы. К вопросу о профессиональных терминах древнерусского шитья.
О. В. Клюканова. Загадка одного памятника. Покровец «Се Агнец» конца XVI — начала XVII века из коллекции Русского музея.
А. В. Силкин. Пелена «Богоматерь Знамение» 1630 года и другие большие богородичные пелены мастерской царицы Евдокии Лукьяновны.
Т. А. Петренко. Две московские чарки из собрания Русского музея.
Сборник научных статей «Народное искусство. Искусство и традиции народов России»
Науч. рук.: Е.Петрова
СПб, 2023
336 страниц, 175 цветных иллюстраций
Формат – 20х14,5 см; русский язык
Сборник включает в себя результаты научных заседаний, круглых столов и мастер-классов, проходивших в Русском музее в рамках научно-практической конференции «Искусство и традиции народов России. К 85-летию Отдела народного искусства Русского музея». Тематика статей охватывает широкий круг вопросов, касающихся теоретических и практических проблем развития народного искусства, современного состояния художественных промыслов, проблем профессионального образования и популяризации народной традиции. Сборник посвящается памяти доктора наук, исследователя и популяризатора народного творчества И.Я. Богуславской (1929–2021), возглавлявшей отдел народного искусства Русского музея с 1963 по 2019 год.
Издание вышло при поддержке Благотворительного фонда «Система».
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея