16 апреля 2018—24 апреля 2018
Дополнительная профессиональная программа в форме курсов повышения квалификации «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея», приуроченная к 120- летию открытия Русского музея, подготовлена отделом «Консультационно-методический центр художественных музеев РФ» совместно со службой по работе с посетителями и связям с общественностью, службой «Виртуальный Русский музей», отделами - изучения, сохранения и развития садов и зеленных территорий; по работе со спонсорами; по работе со средствами массовой информации. Место проведения: Русский музей. Аудитория: руководители музеев – директор, заместители директоров; главный хранитель, научные сотрудники отделов музейно-педагогической работы и образования, методисты, специалист по продвижению музейных услуг, пресс-секретарь и редактор, - 22 сотрудника из 19 музеев Российской Федерации и Донецкой Народной Республики: • КГУК «Приморская государственная картинная галерея», г. Владивосток • ГУК «Донецкий республиканский художественный музей», ДНР • Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург • ГБУК «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан», г. Казань • ГБУК «Калининградский областной музей изобразительных искусств» • ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», г. Кириллов • Филиал ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» - Музей-квартира В.И. Белова, г. Вологда • ОБУК «Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки» • ГБУК ЛО «Музейное агентство», Гатчинский район, с. Рождествено • ГБУК ЛО «Музейное агентство», Кировский филиал - Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», Гатчинский р-н, с. Рождествено • ГБУК ЛО «Музейное агентство», Приозерский филиал – Музей-крепость «Корела», Гатчинский р-н, с. Рождествено • ГБУК г. Москвы «Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник» • ГБУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств», г. Оренбург • ГБУК РО «Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина», г. Рязань • ГБУК РТ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «остров-град Свияжск», г. Свияжск • ФГБУК «Государственный музей политической истории России», г. Санкт-Петербург • ГБУК ТО «Тверская областная картинная галерея» • МБУК ВГО «Историко-краеведческий музей», Челябинская обл., г. Верхний Уфалей • ГАУК ЯО «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» Дополнительная профессиональная программа в форме курсов повышения квалификации рассчитана на 72 академических часа, из которых 8 академических часов были выделены на изучение методических и информационно-справочных материалов, 6 академических часов - на индивидуальные консультации, самостоятельное знакомство с постоянными и временными экспозициями Русского музея; 6 академических часов – на участие в работе Международного научно-практического круглого стола «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея», приуроченного к юбилейной дате – 120-летию открытия Русского музея. Занятия проводились ведущими специалистами Русского музея в зале заседаний Ученого совета, отделах, на постоянных экспозициях и временных выставках. Программа курсов повышения квалификации включала следующие темы: Тема 1. Музей и город. Основные тенденции взаимодействия. 1.1. Русский музей: история и современность. Основные направления деятельности Русского музея на современном этапе. Русский музей – методический центр художественных музеев Российской Федерации; 1.2. Программы и проекты музеев Санкт-Петербурга для жителей города. 1.3. Летний сад в жизни Санкт-Петербурга. История и современность. 1.4. Музей и муниципальные органы власти. 1.5. Востребованность художественного музея среди населения страны. По материалам социологических исследований. Тема 2. Продвижение музея в городской среде. 2.1. Популяризация музея в контексте городской среды. Реклама, кейсы по продвижению. 2.2. Практика разработки, согласования и освещения социокультурных мероприятий. 2.3. Социокультурные мероприятия в садах Русского музея. 2.4. Стадии разработки проекта «Международный фестиваль «Императорские сады России». Опыт работы с волонтерами. 2.4. Развитие структуры сайта Русского музея. Работа с посетителями в социальных сетях Русского музея. К вопросу о развитии социально-адресного информационного пространства. 2.5. Взаимодействие Русского музея с туристическими фирмами. Тема 3. Работа со спонсорами музея. Международное Общество «Друзья Русского музея». Тема 4. Работа музея с федеральными и местными средствами массовой информации. Тема 5. Музей в культурно-образовательном пространстве города. Социокультурные проекты. 5.1. «Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея» - городу: - взаимодействие музея и образовательных учреждений в системе основного и дополнительного образования; - адресные социокультурные образовательные программы центра; - традиционные и новые формы образовательно-досуговой деятельности музея: конкурсы, Интернет-олимпиады, музейно-педагогические и социально-досуговые проекты, выставки детского творчества и т.д., способствующие творческому развитию. 5.2. Ресурсные центры творческого развития детей и подростков Русского музея. 5.3 Культурно-выставочные центры Русского музея. 5.4. Социокультурные проекты в Русском музее. Привлечение горожан разного возраста для участия в программах и проектах музея. Волонтёрство. 5.5. Посетители с ограниченными возможностями в музее: «Музей для всех». Подготовка волонтеров для работы с людьми с инвалидностью в музейном пространстве. Инклюзивный музей: создание музейной системы для творческого развития личности. 5.7. Работа с посетителями музея разных возрастов: - «Диалоги в музее» - работа с детьми дошкольного возраста. - Работа с молодежью в художественном музее. Методика проведения занятий в форме свободной дискуссии. - Программы лектория Русского музея. - «Клуб любителей искусства». - Посетители третьего возраста в музее. Тема 6. Новые тенденции и актуальные практики в работе с посетителями. 6.1. «Виртуальный Русский музей»: Развитие мультимедийных возможностей: техно-игровой маршрут, онлайн-лекторий, театр-мультимедиа. 6.2. Диалог музея с обществом - обновление традиционных форм и инновации: - Арт-медиация – инновационная технология музейной просветительной работы. - Обновление традиционных форм музейной просветительной работы (дискуссии, семинары, лекции, круглые столы, экскурсии). Опыт Русского музея: диалог профессионалов. 6.3. Студенческий клуб. Работа со студентами на экспозиции искусства XX века: мастер-класс. Обучающиеся (по выбору) приняли участие на занятиях и мастер-классах цикловых абонементов и кружков, которые проводились для детей разного возраста от 4 до 15 лет на экспозициях и в студиях Русского музея. Участники курсов также познакомились с постоянными и временными экспозициями Русского музея – Михайловского дворца и корпуса Бенуа, Михайловского замка. В программу курсов повышения квалификации было включено два выездных семинара по обмену опытом работы - в Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и Музей – памятник «Исаакиевский собор». В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме слушатели познакомились с историей музея, с историческими аспектами жизни и творчества А.А. Ахматовой и ее окружения, а также с разными формами работы музея с посетителями. Состоялась встреча с представителями третьего возраста - участниками и создателями музейного проекта «Без меня народ неполный», знакомство с театральными проектами, встреча с волонтерами музея. В Музее – памятнике «Исаакиевский собор» участникам курсов повышения квалификации были представлены технические возможности музея для приема посетителей в инвалидных колясках, которые позволили слушателям подняться на скоростном лифте на колоннаду собора и увидеть Санкт-Петербург с высоты птичьего полета. В ходе занятия состоялся диалог по методике создания экскурсионного маршрута для незрячих и слабовидящих посетителей «От ощущений к чувствам». Участники курсов также познакомились с содержанием занятий по культурно-образовательной программе «Музей – школе» и формами работы музея с детьми разного возраста. В рамках курсов повышения квалификации 16 апреля 2018 года в Русском музее состоялся Международный научно-практический круглый стол «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея», приуроченный к 120- летию открытия Русского музея. Основными темами выступления стали актуальные вопросы понимания и истолкования роли музея в обществе; привлечение посетителей разного возраста в музеи, развитие волонтерского движения, создания инклюзивного музейного пространства и другие. В ходе круглого стола были рассмотрены вопросы музейной практики на междисциплинарном уровне гуманитарного знания (искусствоведение, история, педагогика) в соответствии с традициями и текущими задачами просветительской и образовательной деятельности музеев Российской Федерации. В круглом столе приняли участие 44 человека - директора, заместители директоров, ведущие сотрудники музеев и учреждений Российской Федерации, Финляндии, Донецкой Народной Республики. Приехали обменяться опытом коллеги из Москвы – ГМИИ им. А.С. Пушкина, Владивостока – Приморская государственная картинная галерея, Донецка – Донецкий республиканский художественный музей, Хельсинки - Художественный музей Синебрюхова. С сообщениями на круглом столе выступили представители музеев, учреждений культуры и образования Санкт-Петербурга: Музея искусства Санкт-Петербурга XX – XXI вв., Государственного литературно-мемориального музея А.А.Ахматовой в Фонтанном Доме, Государственного музея истории религии, Государственного музея городской скульптуры, Музея повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг., Гёте-института в Санкт-Петербурге, Центра выставочных и музейных проектов, Санкт-Петербургского государственного университета (кафедра дизайна). 24 апреля 2018 года для обучающихся на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея» была проведена аттестация в форме итогового семинара. В состав аттестационной комиссии вошли пять ведущих специалистов Русского музея. На итоговом семинаре обучающиеся представили индивидуальные презентации о проектах своих музеев, посвященных актуальным аспектам деятельности и развития музея, а также ответили на вопросы членов аттестационной комиссии по программе дополнительного профессионального образования. Все обучающиеся - 22 специалиста музеев РФ и ДНР - успешно прошли итоговую аттестацию, были ознакомлены с выводами аттестационной комиссии. Каждому были выданы документы о прохождении обучения в Русском музее установленного образца. Обучающиеся также получили комплект информационно-справочных и методических материалов по тематике курсов (в электронном виде). В рамках курсов прошел книгообмен изданиями Русского музея и музеев РФ.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея