ENG
Филиалы:

Произведения Зинаиды Серебряковой из собрания Русского музея

Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1946.
13 февраля 2021—30 мая 2021

13 февраля в Приморской государственной картинной галерее открывается выставка произведений Зинаиды Серебряковой из собрания Русского музея. Сорок три работы художницы будут впервые представлены во Владивостоке.

 Новая экспозиция продемонстрирует известные и редко экспонируемые живописные и графические произведения Зинаиды Серебряковой - от ранних работ, созданных в России, до картин парижского периода. Работы из собрания Русского музея дополнит картина «Тата и Катя Серебряковы», переданная в 2017 году в дар Приморской картинной галерее известным дальневосточным учёным Александром Сергеевичем Клещевым.

Творчество Зинаиды Серебряковой, ученицы Ильи Репина и Осипа Браза, отличается разнообразием тем и сюжетов, тонкой лиричностью и психологизмом. Художница была членом возродившегося в 1910 году объединения «Мир искусства», на выставках которого наряду с портретами и пейзажами экспонировались её монументальные полотна о современной деревне («Крестьянка с холстом на коромысле» (1917), «Жатва» - этюды к этой картине «Крестьянская девушка Поля» и «Обувающаяся крестьянка», оба – 1915). Серебрякова, с раннего детства жившая в имении Нескучное Курской губернии, вдохновлялась природой русской деревни («Перед грозой (Село Нескучное)», 1911).

1910-е годы стали временем расцвета таланта Серебряковой. За семь предреволюционных лет были созданы значительные, известные произведения: «Купальщица» (1911), «Диана и Актеон» (1916), многочисленные портреты («Портрет Е.Н. Лансере», 1912) и пейзажи («Горный пейзаж», 1914). Моделями художницы были крестьяне и представители ближнего окружения – родственники, друзья, студенты, писатели, художники.

Примечательны и выразительны работы 1920-х годов - автопортрет 1922 года, изображения близких («Портрет Лолы Эдуардовны Браз», 1921; «Портрет С. Эрнста». Этюд к портрету из коллекции А.Н. Рамма, 1921). Художница увлекалась театральной тематикой, она умело передавала атмосферу гримерных перед началом спектакля, когда костюм, грим, внутренняя сосредоточенность на роли постепенно преображают девушек - «Голубые балерины» (1922), «В артистической уборной» (между 1921 и 1924).

В 1924 году Серебрякова уехала в Париж. Как прежде, главным в творчестве Серебряковой был портрет. Зимой 1928-1929 годов и весной 1932-го художница побывала в Марокко. Серебрякова увидела Марокко без экзотики, прониклась ритмами жизни Востока, любуясь красотой и бытом простых людей – «Марокканка в белом», «Голова негра», «Негритянские дети» (все - 1928), «Портрет аббата» (1935).

В годы Второй мировой войны и в послевоенные десятилетия Серебрякова продолжала писать портреты. Когда не было заказов, она обращалась к автопортрету (1946), изображала своих детей, деятелей искусства (портреты С. М. Драгомировой-Лукомской и С. А. Лукомской, оба - 1943).

Между тем, в эпоху оттепели в СССР произошёл пересмотр отношения к национальному искусству предреволюционных лет. С середины 1950-х картины Зинаиды Серебряковой вновь экспонировались в музеях и на выставках, с художницей начали переписку сотрудники ленинградского Русского музея.

Теперь Русский музей – хранитель одной из крупнейших коллекций художницы, в которой насчитывается 60 живописных и около 200 графических произведений, отражающих все этапы творчества художницы. Коллекция произведений Серебряковой формировалась в Русском музее на протяжении всей жизни мастера. Первые приобретения были сделаны музеем в 1911 году со знаменитой выставки «Мир искусства». Другими источниками формирования явились собрания детей художницы – Татьяны и Евгения Серебряковых, а также произведения, закупленные с персональной выставки в Ленинграде в 1966 году.  

Выставка продлится до 30 мая.

Выставки
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России

Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России

29 июня—11 сентября 2023

Неоклассицизм – ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма. На выставке зрители познакомятся с работами В.Серова, Л.Бакста, К.Сомова, Б.Кустодиева, З.Серебряковой, К.Петрова-Водкина и других.

Александр Ержемский – первый фотограф Русского музея

Александр Ержемский – первый фотограф Русского музея

15 июня—7 августа 2023

Александр Константинович Ержемский (1845–1905) – яркая, деятельная личность, признанный мастер и авторитет в области фотографии, организатор и первый заведующий «Собственной фотографией Русского музея императора Александра III».

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее