Государственный Русский музей совместно с Музеем современного искусства Тренто-Роверетто представляет первую в России персональную выставку Лучо Фонтаны (1889-1968) - художника ХХ века, воплотившего в своем искусстве новое представление о пространстве, основателя движения «спациализм» (от итальянского spazio - пространство). Пространство - главный элемент, форма и содержание искусства Фонтаны. Художник понимал пространство как материю, которой нужно придать форму, соединив эстетические поиски с научным видением проблемы. Спациализм - это попытка преодолеть различие между абстрактным и изобразительным, разрушить границы между скульптурой и живописью. Фонтана никогда не называл свои работы картинами, с самого начала дав им имя «пространственные представления». Мастер преодолевает традицию станковой живописи, создает на плоскости холста ситуацию, исключающую глубину и горизонт, стремится показать непрерывность. 38 произведений, представленных на выставке, объединены четырьмя тематическими «подходами» художника к проблеме пространства.
Пространство, материя, динамизм. В этот раздел вошли работы, отражающие стремление художника представить космическое пространство и показать идею движения, порождающего материю. Поверхность холста, оживающая, благодаря «дырам» и «камням», воспринимается как непосредственное присутствие материи и пространства. Картина не является отражением чего-то другого, она сама выражение космической силы.
Пространство как свет. Интерес к свету связан у Фонтаны со стремлением стереть границы между живописью и скульптурой. Свет становится здесь «материей и материалом», по словам Джорджо Дзанкетти. Фонтана использует фрагменты цветного стекла, ярко-желтый цвет фона и золото, чтобы подчеркнуть значение света как составного элемента произведения.
Метафизическое и «изображенное пространство». «Конец бога» и «Кукольный театр». Поиск соотношения между физическим и абстрактным приводит Фонтану к созданию цикла произведений, написанных маслом в кричащих ядовитых тонах, с разрывами, напоминающими раны с рваными краями. «Цвет фона этих полотен: несколько кричащий и невоспитанный, выражающий беспокойство современного человека. Тонкая линия - это путь человека в пространстве, его смятение и страх потеряться; разрыв - внезапный крик боли, последний жест тревоги, жить с которой больше нету сил» - так описал Фонтана свои произведения.
Пространство как пространство. «Прорези» в холсте стали символом творческого пути, пройденного Фонтаной в искусстве. «Прорези», как и предшествовавшие им «дыры», - это знак, оставленный рукой художника, ритуальный акт творения. «Прорезь» знаменует решительный разрыв с абсолютностью холста. Художник писал: «Мои прорези.. это, прежде всего, философское выражение, проявление веры в бесконечность, утверждение духовного начала. Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю ее созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается, я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, принадлежащим к бесконечному простору настоящего и будущего...».
Выставка была организована совместно с Музеем современного искусства Тренто и Роверето под патронатом Фонда Лучо Фонтаны, Милан (Италия).
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
28 декабря 2024—10 марта 2025
На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского государственного художественного музея. Среди них работы Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Александра Лактионова, Георгия Ряжского, Петра Оссовского и других классиков советского искусства.
20 декабря 2024—27 января 2025
Выставка посвящена 70-летию Сергея Курёхина – музыканта, композитора, сценариста и актера, создателя легендарного коллектива «Поп-механика», ставшего одним из важнейших культурных явлений второй половины ХХ века.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея