Ольга Тобрелутс
«Казанский собор. Огонь». 1993
«Казанский собор. Вода». 1993
«Вечная музыка». 1995
«Последний подвиг Геракла». 1996
«Сон Александра Македонского». 1998
Русский музей является одним из пионеров в освоении видеоискусства в российском музейном пространстве. Начиная с 1996 года с выставки «У предела», на которой впервые в России были представлены работы классиков видеоискусства Билла Виолы и Брюса Наумана, в музее неоднократно проводились выставки с участием международных и российских видеохудожников.
Экспериментальные видеоработы Ольги Тобрелутс продолжают серию выставок «Механический балет. Видеоискусство в Музее Людвига в Русском музее». Название цикла отсылает к одноименному короткометражному фильму известного французского художника Фернана Леже «Механический балет» (Ballet mécanique), снятому в 1924 году. Этот «танец машин», объединенных ритмом и монтажом, оказал огромное влияние на развитие авангардного кино и анимации. В семи выставках, последовательно показанных друг за другом в Музее Людвига в Русском музее, художники по-разному переосмысливают опыт киноавангарда, традицию «оживления» механизмов и подчеркнутого автоматизма движений в перформансах. Огромное значение играет звук, который визуализируется в абстрактных и фигуративных образах, а также движение камеры и монтаж – элементы новой хореографии видеобраза.
Ольга Тобрелутс является одним из пионеров видео и медиаарта в России. В 1991 она прошла курс обучения компьютерной графики в Институте Art+Com в Берлине. Вернувшись в Санкт-Петербург, Тобрелутс отказывается от живописи и первой среди художественного сообщества обращается к компьютерной графике, совмещённой с фотографией и 3D моделям. Художница соединяет мифологию и новые технологии. Она входит в состав Новой академии изящных искусств, созданной Тимуром Новиковым, став профессором кафедры Новых технологий. Брюс Стерлинг назвал Ольгу Тобрелутс «Троянской Еленой с видеокамерой и компьютером».
В 1995 Тобрелутс получила первый приз «Videovision» на фестивале «Третья реальность» в Санкт-Петербурге (видеофильм «Горе от Ума»). В 1998 — приз «Лучшая европейская компьютерная графика» на фестивале RIFFELKUNST (Гамбург, Германия). В 2000 Тобрелутс вошла в десятку победителей интернационального конкурса медиаинституций (Тайвань). В 2001 начинает масштабный проект "Кесарь и Галилеянин" по одноимённой драме Генриха Ибсена, который выставлялся в Henie Onstad Museum в Осло, а затем в Русском музее в Санкт-Петербурге. Начиная с 2003 года, художница возвращается к живописи. В 2016 Тобрелутс избрана в почётные академики Российской Академии Художеств. В 2019 вместе с кураторами Мице Янкуловски и Корнелией Конеска художница сделала выставку «Транскодер. До и после медиа в абстракции» в павильоне Северной Македонии на 58-ой Венецианской биеннале
Ольга Тобрелутс обращается в своем творчестве к узнаваемым идеальным образам из истории искусства и массовой культуры, которые она обрабатывает, соединяя их посредством компьютерной технологии. Художница актуализирует образцы античной и ренессансной культуры, придавая им облик современных культовых фигур. В 1993 году Тобрелутс создала свою первую серию компьютерных коллажей «Имперские отражения», находящихся в собрании Русского музея, где предстала сама в образе античной музы на фоне исторических декораций. Мир цифровой технологии и идеи классической красоты соединились в утопическом пространстве совмещенных эпох. В экспериментальных видео «Казанский собор. Вода» и «Казанский собор. Огонь» (1993), а также в работе «Вечная музыка» (1995) художница оживила свой компьютерный коллаж, создав новую реальность. Эти эксперименты Тобрелутс продолжила в видеоработах «Последний подвиг Геракла» (1996) и «Сон Александра Македонского» (1998), основанный на серии её коллажей, сделанных по мотивам скульптуры М.И.Козловского «Бдение Александра Македонского» (нач. 1790-х) из собрания Русского музея.
26 декабря 2019 с 18.00 до 20.00 в Центре мультимедиа состоится встреча с художником Ольгой Тобрелутс и дискуссия о современном искусстве и видеоарте с кураторами выставки Олесей Туркиной и Анастасией Карловой.
Программа серии видеопоказов «Механический балет»
18.11.2019 — 24.11.2019: Булат Галеев. «КОСМИЧЕСКАЯ СОНАТА» (видеоверсия с живым человеком). 1986. Композиторы А. Немтин, С. Крейчи. Предоставлено Фондом поддержки аудивизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б. Галеева
25.11.2019 — 01.12.2019: Татьяна Ахметгалиева. «День полный надежды». 2018. Звук В. Мазин.
02.12.2019 — 08.12.2019: Школа «Инженеры искусств». «Модели и конструкции». 1986. «Стрела Амура». Музыка Сергея Курёхина. 1993.
09.12.2019 — 15.12.2019: «Новые композиторы» (Валерий Алахов и Игорь Веричев). 1987–1996. «Иду ритм» (1987–1989). «На машине» (1988).
16.12.2019 — 22.12.2019: Александр Шишкин-Хокусай. «Новый Версаль». 2016.
23.12.2019 — 29.12.2019: Ольга Тобрелутс. Серия короткометражных экспериментальных фильмов.
30.12.2019 — 16.01.2020: Лера Нибиру. «Путешествие Кромхеля на седьмое небо». Музыка Н. Судника. 2018.
Россия – Беларусь. Пересечение судеб
15 сентября—2 декабря 2024
Русский музей совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь открывает беспрецедентную по масштабу выставку «Россия – Беларусь. Пересечение судеб». В Мраморном дворце будут представлены работы белорусских художников, прошедших российскую художественную школу, чье искусство стало мировым достоянием.
Казачество – опора государства Российского
11 сентября—14 октября 2024
Экспозиция в Мраморном дворце объединит около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства на казачью тему из собрания Русского музея. Это портреты, пейзажные сцены, изображения на исторические сюжеты. Среди авторов работ – Илья Репин, Василий Поленов, Валентин Серов, Василий Суриков, Алексей Венецианов, Александр Орловский и другие выдающиеся мастера отечественного искусства.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея