Название выставки, на первый взгляд, отсылает к творчеству художников-мультипликаторов. Однако речь не о мультфильмах, а о самом языке анимации, который теперь часто замещает язык традиционного фигуративного искусства. Язык анимации - не диалект профессиональной корпорации, но основное визуальное средство общения современности. Он действует в компьютерных интерфейсах, в сфере общественного транспорта, занимает пространство в «большом» кино.
Понятие «анимации» постепенно заменяет одни смыслы другими: теперь не часто вспоминают, что «анима» - это душа, но всем известен «аниматор», помогающий провести досуг. Эта профессия одинаково востребована и в детских садах, и на корпоративах. Однако на функцию анимации можно посмотреть и с другой стороны: ее задача – с помощью изображений объединить людей, говорящих на разных языках. В 1978 году Юрий Лотман предсказал усиление роли анимации, потому что она позволяет представлять картину мира полной разнородных элементов, сплавленных в новом синтезе.
В выставку включены три независимых проекта: «Механикус», «Аниматоры» и «Человек-схема».
«Механикус» связан с традицией механических кукол-автоматов, имитирующих человека или животных.
«Аниматоры» также вначале обращаются к историческому прототипу – творчеству «Новых художников» 1980-х годов, которые виртуозно изъяснялись на языке анимации, прокладывая пути поколению миллениалов. Далее действие этого языка представлено в трех направлениях: искусстве абстрактных форм, искусстве о реальности в ее социальном и экологическом измерениях, искусстве фэнтези и космизма.
Мотив «человека–схемы», зародившийся в искусстве авангарда, в настоящее время превратился в эффектный и эффективный способ разговора о современном человеке и его месте в мире (антропологический сдвиг, искусственный интеллект, опасности стандартизации и унификации). В экспозиции мотив этот представлен двумя группами работ. Авторы одних оперируют устойчивыми информационными пиктограммами с фигурами как своего рода реди-мейдами, авторы других создают собственных персонажей, используя близкие принципы формообразования. Таким образом художники реагируют на изменение окружающей культурной среды, которая опутана сегодня сетями визуальной коммуникации, переполнена символами и знаками.
В проекте участвуют произведения Игоря Шелковского, Тимура Новикова, Олега Котельникова, Инала Савченкова, Сергея Бугаева (Африки), Андрея Крисанова, Андрея Медведева, Вадима Овчинникова, Виктора Цоя, Бориса Казакова, Евгения Кондратьева (Дебила), Ивана Сотникова, Леры Нибиру, Максима Свищева, Андрея Суздалева, Аси Маракулиной, Марины Алексеевой, Владимира Раннева, Ольги Чернышевой, Ивана Тузова, Виктора Григорьева, Михаила Карасика, Андрея Люблинского, Евгения Семенова, Платона Петрова, Андрея Бартенева, Антонины Фатхуллиной.
27 апреля—19 июня 2023
Среди отечественных художников Алексей Ваулин – один из самых ярких и последовательных представителей современного абстрактного искусства. В экспозицию войдёт около 50 произведений, выполненных в разные годы.
Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Наталии Опалевой
3 марта—26 июня 2023
Русский музей представляет выставочный проект «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» — произведения 36 художников второй половины ХХ века из собрания Наталии Опалевой, известного коллекционера, создателя и генерального директора Музея AZ (Анатолия Зверева).
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея