Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.
На информационной стойке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.
Понедельник | 10:00—18:00 |
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают с 01 мая по понедельникам, пятницам и субботам до 20.00, в воскресенье до 19.00 | |
Вторник | Выходной день |
Среда | 10:00—18:00 |
Четверг | 10:00—18:00 |
Пятница | 10:00—18:00 |
Суббота | 10:00—18:00 |
Воскресенье | 10:00—18:00 |
Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Станции метро: «Невский проспект»
Мраморный дворец, уникальный памятник архитектуры XVIII в., находится на Дворцовой набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга. Он был построен в 1768 — 1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди
Г. Орлов не дожил до окончания строительства дворца. После его смерти Екатерина II выкупила дворец у его наследников — братьев Орловых, и подарила своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу
В 1844 — 1849 гг. Мраморный дворец и принадлежавший ему Служебный дом реконструировался по проекту архитектора Александра Брюллова
В 1892 г. Мраморный дворец наследует сын великого князя Константина Николаевича — великий князь Константин Константинович
Сыновья Великого князя Константина Константиновича, унаследовавшие Мраморный дворец со Служебным домом после его кончины, за неимением средств на содержание комплекса зданий были вынуждены продать его в национальную собственность. Эти события произошли осенью 1917 г., когда у власти в России уже было Временное правительство и во дворце размещалось Министерство труда.
С 1919 по 1936 гг. во дворце размещалась Государственная Академия Истории Материальной культуры. Этот период в истории дворца характеризуется стихийным приспособлением парадных и жилых интерьеров здания для нужд большого научного учреждения. В этот период начинается планомерная реставрация фасадов и решетки дворца.
В 1936 г. Ленсовет принимает решение о размещении в Мраморном дворце Ленинградского филиала Центрального музея В.И. Ленина. Работы по проектированию реконструкции дворца и созданию музейного оборудования возглавил Н.Е. Лансере
Новый период в истории Мраморного дворца начался в декабре 1991 г., когда решением Мэрии Санкт-Петербурга дворец передали в распоряжение Государственного Русского музея. Была разработана новая концепция использования Мраморного дворца — «Русское искусство в контексте искусства мирового». С этого времени ведется планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника. Восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений.
В Мраморном дворце также размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX в.
Экспозиции, развернутые в постоянно обновляемых и отреставрированных залах Мраморного дворца, отражают роль и место русского искусства в контексте мирового. Осмысление этой роли позволяет лучше понять своеобразие национальных традиций и самобытность отечественных мастеров и, вместе с тем, ощутить традиционные общеевропейские корни.
Мраморный дворец уникальный памятник русской архитектуры второй половины XVIII в. Наряду с Зимним дворцом Мраморный дворец является основной достопримечательностью в панораме Дворцовой набережной Невы. Он один из немногих примеров архитектуры раннего классицизма в Санкт-Петербурге. В истории русской архитектуры дворец является уникальным примером использования природного камня в отделки здания, его наружные фасады представляют главную художественную ценность, они дошли до нас за малым исключением в первозданном виде.
Общая композиция фасадов заключается в решении первого этажа облицованного темно-красным гранитом как основания для большого ордера второго и третьего этажей здания, облицованных светло-серым гранитом.
Коринфский ордер, объединивший второй и третий этажи с помощью пилястр и трехчетвертных колонн, выполненных из розового тивдийского мрамора, с беломраморными базами и капителями, ритмично чередуются с оконными проёмами. Наличники, окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей размещены рельефные беломраморные гирлянды.
Северный и южный фасады дворца обращены соответственно на набережную Невы и Марсово поле и рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Они имеют четко выраженные центральные оси симметрии с дверями балконов заключённых в нишах с полуциркульными завершениями и увенчаны картушем на аттике. Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочёнными бронзовыми балясинами. На аттике здания по всему периметру наружных фасадов установлены вазы серого доломита.
Между дворцом и служебным домом на гранитном цоколе красного гранита установлена кованая решетка с золочёными декоративными элементам. Гранитные столбы ограды завершают мраморные вазы, а по сторонам въездных ворот находятся мраморная военная арматура.
Главный восточный фасад дворца, обращённый в парадный двор — курданёр имеет насыщенный скульптурный декор. Его венчает часовой павильон, декорированный мраморными вазами, в котором находятся дворцовые куранты, воссозданные Русским музеем в 1999 г. По сторонам павильона установлены две мраморные аллегорические статуи: «Щедрость» и «Верность» работы Ф. И. Шубина.
С 1994 г. перед главным входом в Мраморный дворец экспонируется конная статуя Императора Александра III работы П. Трубецкого. Она хранилась в собрании Русского музея с 1939 г., а ранее в 1909 — 1937 г. находилась на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) перед Московским вокзалом. Это произведение является выдающимся памятником русской монументальной скульптуры начала XX в.
При входе в Мраморный дворец мы попадаем в пространство Парадной лестницы — уникального в истории русской архитектуры XVIII в. интерьера, сохранившего своё первоначальное убранство почти без изменений. Отделка выполнена из различных сортов цветного мрамора. Напротив входа на стене находится мраморный рельеф с портретом архитектора А. Ринальди, который появился здесь по желанию первого владельца графа Г.Орлова в знак признания заслуг архитектора. Авторство этого портрета до настоящего времени не установлено.
Основной в художественном убранстве парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в нишах, а так же рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепной декор перекрытия.
Скульптуры парадной лестницы Мраморного дворца — единственный сохранившийся в Санкт-Петербурге аллегорический ансамбль XVIII в. В нишах, украшенных мраморными раковинами, между первым и вторым этажами, установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток: Ночь — женская фигура с традиционными атрибутами: сова; работы неизвестного мастера; Утро — женская фигура в виде богини утренней зари Авроры; атрибуты: солнечный диск у её ног и гирлянда роз в руках богини; Полдень — женская фигура с присущими ей атрибутами: стрела — символ солнечных лучей, солнечные часы показывают полдень, и знаки зодиака (Телец, Дева, Козерог) напоминают о неизменности этого явления на протяжении всего года; Вечер — женская фигура в образе богини охоты Дианы, в сумерках выходящей на охоту. Её атрибуты — лук и колчан со стрелами. Автором этих трех статуй является скульптор Федор Шубин.
А в прямоугольных нишах, между вторым и третьем этажами две статуи, которые символизируют Весеннее равноденствие — женская фигура с цветочной гирляндой в руках, у её ног голова барана — зодиакальный знак Овна, в который вступает солнце после наступления дня весеннего равноденствия. И Осеннее равноденствие — мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.
На внутренних стенах площадки третьего этажа размещены рельефные изображения четырех главнейших добродетелей: Умеренность, Сила духа, Благоразумие и Справедливость. В центре западной стены помещена композиция: «Игры амуров». Завершал всю композицию пространства лестницы циферблат часов. Башенные куранты дворца в XVIII в. имели два циферблата: один — на фасаде, а второй расположенный горизонтально в перекрытии. В настоящее время здесь находится плафон «Суд Париса» работы Иосифа Кристи, перенесенный сюда из зала дворца в середине XIX в.
Мраморный зал — уникальный в истории русской архитектуры XVIII в. интерьер, первоначальное убранство которого во многом сохранилось до наших дней. Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Первоначально зал был одноэтажным, ныне после реконструкции А. Брюллова он двухъярусный. Его пространство освещено окнами второго и третьего этажей. В отделке стен использован коринфский ордер. Пилястры выполнены из тивдийского мрамора с бронзовыми золочёными базами и капителями. Они опираются на тянущийся по периметру стен цоколь, разделенный филенками из зелёного итальянского мрамора, которые заполнены рельефными изображающими ваз с драпировками.
Скульптурное убранство Мраморного зала было создано выдающимися русскими скульпторами. По периметру стен зала располагаются 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношений» выполнил скульптор Федот Шубиным в соавторстве с итальянским скульптором Антонио Валли, два десюдепорта над дверьми также исполнены Федотом Шубиным. На западной стене установлены два барельефа работы М.Козловского: «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от Галлов». Перекрытие украшает живописный плафон С.Торелли «Свадьба Купидона и Психеи». В убранстве зала также использован редкий поделочный камень- лазурит. Оконные рамы и балконные двери были выполнены из золочёной бронзы. Дверные полотна и наборный паркет, имевший сложный рисунок, были выполнены из различных сортов цветного дерева.
В 1844 — 1849 гг. в Мраморном дворце осуществили реконструкцию, автором которой был архитектор А.Брюллов. По его проектам создали новую отделку жилых и парадных интерьеров второго этажа. Их убранство отличались как разнообразием исторических стилей, так и используемых материалов отделки.
А.Брюллов был представителем архитектурного направления «эклектика», получившего широкое развитие в середине XIX века. Это нашло отражение в его работе по созданию убранства интерьеров дворца. При реконструкции Мраморного зала архитектор сохранил первоначальную отделку первого яруса, и, разобрав перекрытие между вторым и третьим этажами, переместил живописный плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психей» в новое перекрытие и создал иной рисунок лепного золоченого декора. Тогда же появились люстры из золочёной бронзы с хрустальным убором. Наборные полотна дверей и паркет архитектор оставил первоначальными.
Русский музей осуществил в 2001 — 2010 гг. реставрационные и ремонтно — восстановительные работы по воссозданию художественное убранство Мраморного зала, на состояние которое он имел в середине XIX в. Дополняет великолепие интерьера реконструированный по сохранившимся чертежам многоцветный наборный паркет XVIII в. с редким и сложным орнаментом. Также на основании исторических фотографий воссозданы два мраморных камина с зеркалами в золоченых резных рамах.
Парадная приёмная — центральное помещение Невской анфилады является ещё одним залом дворца, сохранившим подлинные элементы исторической отделки. Здесь находятся восемь монолитных колонн полированного сердобольского гранита, лепное убранство сводчатого перекрытия и фрагменты наборного паркета. В 2015 г. заканчиваются реставрационные работы по реконструкции декоративного убранства этого интерьера. Там воссозданы мраморные камины, наборный паркет из ценных парод дерева, расчищена и заново позолочена лепнина перекрытия, отреставрированы дверные полотна, воссоздана бронзовая золоченая люстра. Раскрыты дверные проемы в смежные помещения.
В западной части здания окнами на Мраморный переулок размещается самое большое помещение во дворце — двусветный зал, созданный в процессе реконструкции А. Брюллова. Он получи новое художественное убранство, и стал именоваться Белым или Готическим, из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля. Брюллов разделил пространство зала на три части, установив опоры поддерживающих своды перекрытия, декорированные пучками тонких «готических» колонн переходящих в веерные своды. По сторонам дверного проема южной стены зала установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей. Мраморный камин с зеркалом в резной золочёной раме находится по центральной оси северной стены. Это единственный подлинный камин середины XIX в. сохранившийся на своём историческом месте в Мраморном дворце до настоящего времени.
В 2002 г. была завершена комплексная реставрация и реконструкция Белого зала: воссозданы фигуры русских витязей по периметру зала и скульптурные изображения двуглавых орлов, лепной декор перекрытия, раскрыты оконные проёмы второго света на восточной стене. Из золочёной бронзы воссозданы люстры и бра. Осуществлена реконструкция наборного паркета.
К Белому залу с севера примыкает Греческая галерея, в которой также воссоздано художественное убранство: восстановлена облицовка стен искусственным мрамором, и осуществлена реконструкция наборного паркета. Отреставрирован лепной декор перекрытия с расколеровкой, и воссозданы бронзовые золочёные люстры.
Из Греческой галереи двери ведут в Зимний сад, А. Брюллов устроил его на террасе находившегося здесь ранее Висячего сада, он занимает пространство второго и третьего этажей. Декоративные арки свода опираются на чугунные колонны и полуколонны, металлический потолок над третьим этажом, убран кессонами. В сад выходят окна помещений третьего этажа, а на восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами. В помещении сада воссоздали фонтан, большую трехстворчатую остекленную дверь, три арочных проёма соединяющих помещение сада с Цветником и балкон на уровне третьего этажа с декоративной решеткой. В Цветнике воссоздали мраморный камин с зеркалом, раскрыли дверной проем, ведущий в помещение бывшей библиотеки в Невской анфиладе дворца.
На первом этаже дворца окнами на Миллионную улица сохранились интерьеры личных апартаментов Великого князя Константина Константиновича, они создавались в конце XIX —начале XX в. в них зримо отразились эстетические пристрастия их владельца. Кабинет Великого князя, отделанный панелями красного дерева, выполнен в стиле жакоб. Музыкальная (Готическая) комната, полностью выполненная из дуба. Её убранство стилизовано по мотивам заимствованным из образцов характерных для готической архитектуры. Здесь же находится гостиная с пятичастным живописным плафоном на сводчатом перекрытии. Сюжетную программу плафона «Служение искусству», написанного Э. К. Лигартом составили при непосредственном участии самого заказчика — Великого князя Константина Константиновича. К этому помещению примыкает так называемая Мраморная гостиная, стены которой облицованы искусственным мрамором. Сохранились, и были отреставрированы также интерьеры библиотеки и приемной Великого князя. В этих залах развернута мемориальная экспозиция, посвященная поэту Серебряного века, писавшему под криптонимом «К.Р.» — великому князю Константину Константиновичу Романову.
В 1994 г. подписано соглашение об образовании «Музея Людвига» в Русском музее. Владельцы коллекции — супруги Питер и Ирэне Людвиг — передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX в. из своего собрания. Этим актом положено начало развития главной концепции Мраморного дворца: «Русское искусство в контексте искусства мирового». В настоящее время во дворце открыта постоянная экспозиция «Музея Людвига», в которой, представлены произведения художников, чьё творчество отражает тенденции развития изобразительного искусства второй половины XX в. как у нас в стране, так и за рубежом.
В 1998 г. в дар Государственному Русскому музею передали свое собрание петербургские коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские. Большая часть коллекции — произведения станковой живописи XVIII — ХХ вв., среди которых работы И.К. Айвазовского, Ю.Ю. Клевера, И.И. Дубовского, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и Б.М. Кустодиева. Особенно редкой частью собрания являются часы — каминные, напольные и дорожные, выполненные различными часовыми мастерами конца XVIII — первой половины XIX в. Часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, и интересны также декоративным оформлением циферблата и корпуса. В этой частной коллекции представлены так же графика, скульптура, мебель, осветительные приборы, и художественная бронза.
Мраморный дворец — неотъемлемая часть Государственного Русского музея и шедевр русской архитектуры XVIII — XIX вв. Его культурно — историческое значение сопоставимо с коллекциями, которые хранит Государственный Русский музей.
Григорий Григорьевич Орлов (1734 — 1783) граф, князь с 1772 г. Участник переворота 1762 г., приведшего к власти Екатерину II, с 1765 г. — генерал-фельдцейхмейстер, генерал-директор кавалергардского корпуса, Ее Императорского Величества генерал-адъютант и действительный камергер, шеф лейб-гвардии конного полка, президент канцелярии опекунств иностранных и кавалер разных орденов. Ему подчинялась обер-егермейстерская канцелярия, ведавшая императорской охотой и устройством фейерверков. Оставался на службе до своей кончины. Умер в Москве.
Участие Г.Орлова в исторических событиях и его заслуги перед Отечеством Императрица отметила выпуском памятной медали: «За избавление Москвы от язвы», созданием Триумфальных ворот в Царском Селе, и строительством Мраморного дворца, над входом которого существовала надпись: «Здание благодарности».
После кончины графа Екатерина II выкупила Мраморный дворец у его братьев за двести тысяч рублей, и отдельно приобрела в императорское собрание коллекцию живописи и миниатюр, находившиеся во дворце.
В 1796 г. Екатерина II подарила Мраморный дворец второму внуку Великому князю Константину Павловичу. С 1797 — 1798 гг. дворец служил резиденцией последнего короля Польши Станислава Августа Понятовского.
Станислав Август Понятовский (1732 — 1798). Король 1764 — 1795 гг. В Петербург С.А.Понятовский был приглашен для участия в работе «Долговой комиссии», занимавшейся распределением долгов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией за аннексированные земли и в счет ликвидации займа 1777 г., полученного под гарантии России. Король прибыл в Петербург с малым двором, при котором служили 160 человек.
Личные апартаменты короля находились на втором этаже северо-восточной части здания, включая Мраморный зал. В феврале 1798 г. С.А.Понятовский скоропостижно скончался от апоплексического удара. Специально учрежденная «Печальная комиссия» подготовила погребение монарха Траурные торжества проходили в Большом зале, оформленном по проекту В.Бренны.
Великий князь Константин Павлович (1779 — 1831) воспитывался вместе со старшим братом будущим императором Александром I, увлекался военными науками. Полковник, шеф Санкт-Петербургского гренадерского полка, шеф лейб-гвардии Измайловского полка, начальник кадетских корпусов, генерал-инспектор кавалерии. Участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова. Командующий гвардией во время войн 1805 — 1807 г. Был в военных походах 1809 — 1812 г. В битве под Аустерлицем командовал гвардейским корпусом. С 1814 г. ему подчинялись войска в Царстве Польском. С 1816 г. главнокомандующий Польской армии, постоянно находился в Варшаве. С 1818 г. депутат польского сейма (от пригорода Варшавы — Праги). С 1826 г., после смерти наместника Польши фактически исполнял его обязанности. В 1831 г. спасаясь от восстания в Варшаве, выехал в Санкт-Петербург, скончался от холеры в Витебске, погребен в Петропавловской крепости. Мраморный дворец в течение десятилетий занимали служащие двора великого князя с семьями. При многочисленном населении помещения дворца нуждались в реконструкции и ремонтах. Этими работами руководил А.Н. Воронихин, состоявший в должности придворного архитектора великого князя в 1803 — 1810 гг.
В 1832 г. после кончины владельца Константина Павловича Император Николай I именным указом пожаловал Мраморный дворец во владение своему второму сыну Константину Николаевичу. Малолетний Великий князь воспитывался в семье, но дворец оставался жилым домом для придворных.
Великий князь Константин Николаевич (1827 — 1892), генерал-адмирал, управляющий Морским министерством, провел ряд реформ российского флота, участвовал в подготовке знаменитого «Манифеста», освобождавшего крестьян от крепостного права.
В 1848 г. состоялось бракосочетание Константина Николаевича великой княгиней Александрой Иосифовной, урожденной принцессой Саксен-Альтенбургской. Великокняжеская семья переехала во дворец после реконструкции, проведенной по проекту А.П.Брюллова, в декабре 1849 г.
20 декабря 1849 г. Высочайший Указ от сообщал: «перестроенный Мраморный дворец со всеми убранствами и принадлежащим к оному служебным домом Государь Император всемилостивейше пожаловать соизволил в дар Его Императорскому Высочеству великому князю Константину Николаевичу в вечное и потомственное Его Высочество владение и повелел дворец сей именовать Константиновским».
Великий князь проявлял большой интерес к музыке, сам играл на нескольких музыкальных инструментах. Зная и любя литературу, он способствовал изданию первого посмертного собрания сочинений Н.В.Гоголя. В ведомственном журнале «Морской сборник» впервые были опубликованы произведения И.А.Гончарова, В.И.Даля, А.Н.Афанасьева, А.И.Островского, Д.В.Григоровича.
Многие писатели и музыканты посещали великого князя в Мраморном дворце. В Белом зале дворца проводились концерты с участием Э.Балакирева, А.Рубинштейна, Н.Римского-Корсакова. Здесь 2 мая 1856 г. состоялось первое в Петербурге выступление И.Штрауса.
Великая княгиня Александра Иосифовна
Александра Иосифовна среди выдающихся женщин своего времени была яркой личностью. Она стояла у истоков появления в России Красного Креста, службы медицинских сестер в госпиталях, строительстве больниц. На ее средства в Русско-турецкую войну 1877 — 1878 гг. организовывались санитарные склады, закупались медикаменты и оборудование для госпиталей, был создан специальный санитарный поезд. Великая княгиня в течение 25 лет руководила Санкт-Петербургским Советом детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии, собрания которого часто проходили в гостиной дворца.
Великая княгиня принимала активное участие в деятельности Императорского Русского музыкального общества и создании Консерватории. По ее ходатайству в 1889 г. Петербургской консерватории передали здание Императорского Большого театра. Средства на перестройку здания выделялись из конторы Ее Императорского Высочества.
В 1892 г., после смерти великого князя Константина Николаевича Мраморный дворец наследует его сын великий князь Константин Константинович.
Великий князь Константин Константинович (1858 — 1915) известный как поэт и переводчик, подписывавшийся криптонимом «К.Р.», с 1889 г. был президентом Академии наук. Его стараниями при Академии учредили «Разряд изящной словесности». Военную службу начал во флоте, позднее был переведен в армию. В1882 г. командир роты лейб-гвардии Измайловского полка, где он организовал «Измайловские досуги», своего рода театральное, музыкально — литературное объединение офицеров. На собрания офицеров читались стихи в т.ч. известными поэтами А.Н.Майковым и Я.П.Полонским.
Там исполняли музыкальные произведения, ставили спектакли. Лучшая постановка «Трагедия о принце Гамлете» в переводе великого князя Константина Константиновича прошла и в Мраморном дворце, в Большом зале, где была построена сцена. Главную роль исполнил сам великий князь. На представлении присутствовали члены Императорской фамилии.
Великий князь был Главным начальником, а позднее генерал — инспектором Военно-учебных заведений России. Под его руководством проводилась большая работа по развитию обучения в военно-учебных заведениях, так же улучшению образования в целом.
В 1889 г. великий князь Константин Константинович, став попечителем Двухлетних женских педагогических курсов, способствовал переустройству их в высшее учебное заведение — Женский Педагогический институт.
Так же под покровительством великого князя находились Сельскохозяйственные курсы, организованные в 1899 г. учащиеся которых размещались в Служебном доме Мраморного дворца. Курсы были открыты для всех желающих разных сословий в возрасте от 10 до 18 лет. На них занималось 5 тысяч детей, но интерес к ним был столь большой, что число желавших их посещать доходило до 14 тысяч.
Великий князь Константин Константинович с 1884 г. состоял в браке с великой княгиней Елизаветой Маврикиевной, урожденной принцессой Саксен-Альтенбургской, в семье родилось девять детей.
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна (1865 — 1927), урожденная принцесса Елизавета Саксен-Альтенбургская, герцогиня Саксонская.
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна свои силы направила на создание большой семьи и благотворительность. Великая княгиня взяла под свою опеку множество учреждений Императрицы Марии в Павловске. Была Покровительницей Общества попечения о бедных и больных детях. Благодаря ее стараниям в начале
В 1906 г., сменив на посту Александру Иосифовну, она возглавила Совет детских приютов, став попечительницей Александровского детского приюта, Общества для оказания помощи бедным женщинам города. Под ее покровительством в Петербурге был принят первый ночлежный работный дом для бесприютных детей и подростков с оказанием им помощи в приобретении специальности и в трудоустройстве.
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна проживала во дворце до 1918 г., и вместе с малолетними детьми и внуками покинула Россию. Три ее сына — Иоанн, Константин и Игорь была казнены в 1918 г. в Алапаевске.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея