22 апреля 2024
В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открылась уникальная выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу». На ней показаны восстановленные после повреждений, полученных во время взрыва в июле 2023 года, работы Таганрогского художественного музея. Тогда от ракетного удара пострадали 22 произведения выдающихся мастеров, представленные в экспозиции «Золотые имена Серебряного века» Таганрогского художественного музея. Некоторые из них являлись ключевыми работами не только выставки, но и музейного собрания в целом. Среди авторов поврежденных картин – Константин Коровин, Зинаида Серебрякова, Николай Рерих, Станислав Жуковский, Валентин Серов, Виктор Борисов-Мусатов, Серафима Блонская и другие признанные мастера рубежа XIX-ХХ веков.
Русский музей не остался в стороне, предложив коллегам помощь в проведении реставрации бесценных работ. Было принято решение провести комплексную реставрацию на базе музея в Санкт-Петербурге. Теперь, когда сложный процесс подошел к концу, Русский музей демонстрирует посетителям результат масштабной реставрации на выставке в Мраморном дворце. После нее произведения вернутся на родину – в Таганрог.
Реставрация состоялась при поддержке ПАО «Газпром» – партнера реставрационных проектов Русского музея.
В рамках реставрации работ из Таганрогского художественного музея прошла серия мастер-классов для участников проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга», которые были посвящены методам предреставрационного исследования живописи, восстановлению масляной живописи и скульптуры.
Таганрогский художественный музей обладает редким по своему содержанию, сформированным не одним поколением музейных работников собранием. За многие десятилетия таганрогская коллекция вобрала в себя и высокохудожественные произведения известных мастеров отечественного искусства разного времени, и все лучшее, что было создано художниками донского региона.
В июле 2023 года в Таганроге произошел взрыв в центре города, в результате которого были повреждены произведения искусства, хранившиеся в Таганрогском художественном музее. В результате удара пострадали 3 графические работы, 1 скульптура и 18 предметов живописи. Многие произведения были разорваны поражающими элементами. Все экспонаты покрывала стеклянная пыль, в подрамниках застряли осколки стекла. Значительные повреждения получили работы, среди которых «Терраса» Константина Коровина, «Изумрудный шарф» Виктора Борисова-Мусатова, эскиз декорации к опере «Юдифь» Валентина Серова, «Благословение Ревекки» Анри Шопена. Серьезнейший урон был нанесен «Портрету мальчика» Христофора Геворкяна: мраморная скульптура была расколота на две части. Также были повреждены работы Зинаиды Серебряковой, Николая Рериха, Филиппа Малявина, Леонида Туржанского и других выдающихся мастеров. Всего пострадало 22 произведения из фондов Таганрогского художественного музея.
Специалисты Русского музея оперативно выехали в Таганрог, где за несколько дней провели полный предреставрационный комплекс консервационных работ и подготовили пострадавшие памятники к перевозке в Санкт-Петербург. По прибытии работ реставраторы Русского музея тщательно обследовали произведения и разработали индивидуальную методику восстановления каждого из них в зависимости от полученных повреждений и утрат. Так, во время реставрации специалисты устраняли прорывы холстов и дефекты красочного слоя, укрепляли грунт, при необходимости перетягивали поврежденные холсты на новые подрамники, удаляли загрязнения и потертости. Опытные реставраторы менее чем за год не только полностью убрали следы повреждений, но и провели комплексное восстановление шедевров, раскрыв их первоначальный вид и авторский замысел: обновили потускневший лак, устранили вытянутости холстов, произвели регенерацию поверхности живописи, удалили старые записи и склейки.
«Мы посчитали своим долгом спасти поврежденные в Таганроге шедевры, которые собирались в течение многих поколений таганрогских музейщиков, музейщиков Ростовской области. Таганрогский художественный музей одним из первых вступил в Ассоциацию художественных музеев России, созданную под эгидой Русского музея. Поврежденные произведения прошли полноценную, комплексную реставрацию. Наши лучшие специалисты не просто удалили последствия ракетного удара, но и максимально восстановили картины знаменитых художников, помогая раскрыть их первоначальный вид и авторский замысел. Мы уверены, что для всех будет важно увидеть этот поистине эксклюзивный проект. Он единственный в своем роде, и будем надеяться, что нашим реставраторам больше не придется заниматься тем, что можно назвать военно-полевой хирургией в сфере реставрационного искусства», – рассказала генеральный директор Русского музея
Алла Манилова.
«Сегодня мы смело можем сказать, что 22 произведения искусства обрели новую жизнь. Выражаю искренние слова благодарности от имени губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева, от себя лично и всех жителей донского региона Министерству культуры России, Русскому музею, а также партнеру реставрационных проектов музея – ПАО "Газпром" – за оказанное содействие в спасении культурного наследия донского региона», – отметил первый заместитель губернатора Ростовской области
Игорь Гуськов.
Представленная на выставке работа мастера русского импрессионизма
Константина Коровина «Терраса» безоговорочно относится к жемчужинам таганрогской музейной коллекции. Для картины позировали дочери близкого друга художника Федора Шаляпина – Лидия и Ирина, и Ирина рассказала об истории создания картины в своих воспоминаниях. Коровин, будучи талантливым сценографом, сам предложил одеть дочерей великого певца в «театральные» платья в стиле ампир. Над этой картиной реставраторы Русского музея трудились довольно долго и кропотливо – у нее провис и деформировался холст, осыпался красочный слой, а также появились царапины и прорывы.
Одна из самых пострадавших картин – работа французского исторического художника
Анри Шопена «Благословение Ревекки», «оправившаяся» от большого прорыва холста, – принадлежит к старым поступлениям Таганрогского художественного музея. Она и еще одно произведение на библейский сюжет – «Проводы Ревекки» – посвящены персонажу Пятикнижия, одной из четырех библейских праматерей Ревекке.
Представлены в залах Мраморного дворца театральные эскизы Валентина Серова – одна из интересных граней творчества выдающегося портретиста. Работа над декорациями к опере «Юдифь», принадлежавшей перу его отца композитора Александра Серова, оставила в истории театрального искусства несколько интересных произведений. В их числе –
«Эскиз декорации к опере А.Н. Серова «Юдифь» из Таганрогского художественного музея. Несмотря на то что, сам художник был не вполне удовлетворен итогом своей работы, критики увидели в ней «стилистическую выразительность» и несомненные черты «декоративного монументализма». Эскизы также были значительно повреждены – на них были линейные царапины со сгрибленностью верхнего слоя бумаги, утраты красочного слоя с верхним слоем бумаги.
Обе работы ярчайшего мастера русского символизма
Виктора Борисова-Мусатова «Изумрудный шарф» и
«Терраса»
из собрания Таганрогского художественного музея максимально точно отражают художественные ориентиры и приоритеты живописца. Эти камерные вещи, как и многие произведения Борисова-Мусатова, появились благодаря его работе в Зубриловке – старинной помещичьей усадьбе. В разные годы эти произведения Борисова-Мусатова поступили в Таганрогский музей из частных собраний. Обе картины во время взрыва получили глубокие царапины, а работа «Изумрудный шарф» получила большой прорыв с деформацией основы.
Среди громких имен прославленных мастеров изобразительного искусства отнюдь не теряются имена таганрогских художников, творивших на рубеже эпох. На выставке будут представлены работы
Серафимы Блонской (1870-1947) – талантливого таганрогского мастера конца ХIХ – начала ХХ вв., центральной фигуры в художественной жизни города, оказавшей значительное влияние на формирование местной живописной школы. Одна из ключевых картин в творчестве художницы –
«Девочки. Вербное воскресенье» (
1900 г., ТХМ). Юные гимназистки, изображенные в храме в праздничных платьях с ветками вербы и свечами в руках, олицетворяют собой спокойствие и в то же время торжественность. Каждая деталь гармонизирует происходящее – открытое окно, золотистое пламя свечей, приглушенные тона росписей стен.
Картина
«Маки», написанная в 1903 году, – одна из немногих форматных работ Блонской. О ней на одной из выставок в Санкт-Петербурге столичные критики отзывались как о «лучшем из этюдов Блонской», в котором чувствуется удивительная гармония цветов. Произведение было создано по впечатлениям от работы в родном и горячо любимом художницей Таганроге. Весенняя степь, усыпанная маками, необыкновенная свежесть, молодость и красота – вот сюжет картины, с гениальной простотой воплощенный художницей. Блонская отдала все пространство бесконечному цветущему «ковру», и сама девушка в красном платье кажется на его фоне восхитительным цветком, раскрывшим лепестки навстречу солнцу. Реставраторы устранили многочисленные повреждения картины – сорванную нижнюю кромку, мелкие разрывы холста, горизонтальные утраты, осыпи и крупные царапины красочного слоя, провисание холста.
На выставке представлена единственная пострадавшая скульптура
«Портрет мальчика» (1960) Христофора Геворкяна. Она получила серьезнейший урон – мрамор был расколот на две части, также имелись многочисленные сбоины. Геворкян известен как мастер монументальной скульптуры, создавший, в частности, памятники авиаконструктору Андрею Туполеву в Кимрах и композитору Петру Чайковскому в Клину. В своих станковых произведениях 1950-1970-х он запечатлел образы деятелей революционного движения в России, передовиков советского производства и сельского хозяйства. Есть среди них и лирические портреты, к числу которых принадлежит «Портрет мальчика».
Выставка продлится до 13 мая 2024 года.
***
Санкт-Петербург и Таганрог – два города, связанные с самого своего рождения: они были основаны Петром Великим. Таганрогский художественный музей, основанный в 1898 году при активном и непосредственном участии писателя Антона Чехова, обладает редкой по своему содержанию, сформированной многими поколениями коллекцией произведений русской живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Он одним из первых вошел в Ассоциацию художественных музеев России, созданную под эгидой Русского музея.