Летом 2017 года в коллекцию Русского музея поступило в дар обширное собрание произведений разных художников, получившее в историографии название «Архив Лепорской». Архив включает свыше 600 произведений самой Анны Александровны: 512 рисунков, акварелей, гуашей, 10 живописных работ и более 100 изделий из фарфора. Также благодаря этому дару отдел рукописей Русского музея получил документы, связанные с жизнью и деятельностью ряда мастеров авангарда и прежде всего – Государственного музея художественной культуры (ГИНХУКа).
В историю отечественного искусства Лепорская вошла как мастер художественного фарфора. Судьба связала ее с такими художниками, как Казимир Малевич, у которого она училась в 1920-е годы, Вера Ермолаева, Николай Суетин, ученик Малевича, главный художник Ленинградского фарфорового завода на протяжении двух десятилетий (1932-1954). Именно Суетин привлек Лепорскую к работе на фарфоровом заводе. В 1924 году она поступает в качестве аспиранта на Отделение живописной культуры Государственного института художественной культуры, которое возглавлял Малевич. Под его руководством она изучала импрессионизм. Также в группе живописно-пластического реализма с Верой Ермолаевой Лепорская исследовала пластический язык Сезанна и Ван- Гога. На выставке представлены пейзажи конца 1920-х – 1930-х годов, связанные с пластической системой живописно-пластического реализма.
Живописный дебют художницы состоялся только в конце 1978 на персональной выставке в ЛОСХе. В публикациях конца 1970- 1980-х годов и позже – в 1990-е, включая и Энциклопедию русского авангарда (2013), живопись художницы представлена в основном работами постсупрематического характера, подчеркивая, прежде всего, связь с поздним творчеством Малевича. Полученные произведения из «Архива» позволяют более полно оценить живописный талант художницы.
В 1948 году Лепорская была зачислена в штат Ленинградского фарфорового завода. С этого момента работа в фарфоре становится для нее главным видом творчества. На выставке ее работы 1950-х – начала 1960х годов демонстрируют преображение природных форм в формы утилитарного характера (вазы, чайные сервизы, сосуды для вина). Эскизы к этим работам дают возможность проследить, как от первых зарисовок различных натурных объектов художница переходит к лаконичным силуэтам с плавными текучими линиями. В 1959 году Лепорская создала чайно-кофейный сервиз формы «Капля», который положил начало «белой линии» в ее творчестве. С 1960 года Лепорская начала самостоятельно расписывать свои произведения, которые представляли собой только уникальные выставочные экземпляры. На выставке представлены образцы этих работ и эскизы росписей к ним. Экспозицию дополнят семейные фотографии разных лет, избранные документы и письма.
Выставка организована при поддержке: ПАО "Северсталь", АО "Силовые машины", ООО "Лента", Международная золотодобывающая компания Nordgold, компания "Свеза"Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки
9 августа—4 ноября 2024
Выставка объединила более 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, РОСФОТО и Тверской областной картинной галереи. В ряду с работами Григория Cороки представлены картины его современников венециановского круга.
Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути: персональная выставка мастера Лю Хуншэна
31 июля—15 сентября 2024
Экспозиция приурочена к 75-летию установления дипломатических отношений между Китаем и Россией и первому из перекрестных годов культуры России и Китая. Выставка выдающегося современного мастера каллиграфии профессора Лю Хуншэна, которого называют «послом счастливой каллиграфии», призвана познакомить российского зрителя с этим древним искусством, являющимся важной составляющей традиционной духовной культуры Китая.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея